будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
медицина образование теология
Май 16, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Теология в медвузах: почему не получится

Теология в медвузах: почему не получится
klyatva-2
Жак-Луи Давид. «Клятва». 1791
Ректор Самарского государственного медуниверситета Геннадий Котельников в ходе Всероссийского съезда православных врачей предложил ввести в медицинских вузах теологию. Котельников посетовал на то, что сейчас в учебный план медвузов не входят предметы, которые помогали бы студентам решать жизненные проблемы. Ранее кафедра теологии заработала в МИФИ, причем ее появление  вызвало в научном сообществе и СМИ горячие дискуссии.
 
1. Медицина в разводе с теологией

Идея продвинуть богословие в медицинские вузы – богатая идея. Начать хотя бы с того, что медицина зародилась в священнической среде – Гиппократ, основатель нашей европейской медицины, был потомственным священником из рода Асклепиадов. Клятва, которую он написал (ὄρκος) и которая просуществовала до начала Нового времени как присяга врача, есть юридическое оформление вступления в священный орден. В Византии эта клятва начиналась словами «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», а многие средневековые врачи практиковали занятия медициной параллельно с занятиями теологией.

До сих пор в медицине чувствуется эта связь с закрытой эзотерической средой богословов и священников: особая одежда, особый язык (в т. ч. латынь – язык попов, юристов и врачей), особая ответственность, сложное и многоступенчатое образование… Но одновременно с этой осознаваемой связью существует и нечто противоположное, какое-то чувство несовместимости богословия и медицины. И оттого возникает ощущение неорганичности введения теологии в медицинские вузы.

 

Кажется, дело здесь в новом (произошедшем в Новое время) развитии медицины с одной стороны, и в результатах секуляризации, которые преобразили богословие – с другой. Если бы мы жили в эпоху Галена, византийского врача Иоанна Аргиропула, или хотя бы даже в эпоху Парацельса или Везалия, то связь медицины и знания о Боге, ангелах и Евангелии могла бы казаться нам совершенно естественной.

До наступления Нового времени у медицины были богословские, точнее говоря, метафизические основания. Автор средневекового медицинского трактата вполне мог ни разу не упомянуть имени Божия, но сама парадигма его мышления определялась религиозным мировоззрением эпохи. И даже при том, что врачи исстари были экспериментаторами и отчасти циниками, они всегда находились внутри одного идейного пространства. К этому пространству был ключ, он назывался "философия", а у философии был верхний этаж. Это и была теология. По крайней мере, так считал и Платон, и Прокл, и даже Фома Аквинский.

Однако у врача всегда была важная задача – все глубже погружаться в познание человеческого организма, совершенствовать методы врачевания. Специализация постепенно разводила богословие, юриспруденцию и медицину все дальше друг от друга. В этом и была специфика Нового времени - медицина эмансипировалась от богословского знания. Это не значит, что она стала какой-то подчеркнуто атеистической, но в ее основании теперь лежат доказательность и эксперимент с их лозунгом «ничего не принимай на веру», «врач всегда сомневается». Это означало, что лечить людей вполне можно стало без представления о том, кто их сотворил и с какой целью.

Естественнонаучное мировоззрение, выросшее из эмансипации науки, выполнило задачу времени – поставило религиозное мировоззрение под огонь критики. Медицина в силу своего эмпиризма и нацеленности на конкретный практический результат выполняла в этом предприятии лидирующую роль. Можно сказать, что настоящий «научный» атеизм родился в прозекторской, а совсем не в кабинетах философов, куда он переселился в середине 19 в. Медицинское образование, как и все естественнонаучное, замешано на этом эмпиризме и исключает все метафизические предпосылки человеческой жизни. Медицинская наука, но не медицинская практика.

2. Без места в расписании
 
И вот тут оказывается, что если наука или искусство медицины развивалось по той же траектории, что физика, астрономия, химия или минералогия, то вторая половина медицины – социальная (т. е. то, что называется cura или по-нашему «уход»), как была архаической традицией, построенной на эмпатии и своеобразной метафизике (религиозной или квази-религиозной – это уже частности), так и осталась. Если для врача-исследователя стало можно говорить о религии только после деконструкции эмпиризма, то для терапевта, целителя разговор о лечении и есть по сути разговор о метафизике, т. е. о религии.
  
Однако (и тут мы подходим к нашему сюжету о теологии в медвузах) в наших российских мединститутах по сути мало учат социальной медицине, считая ее делом и так понятным. Ну и средний медперсонал у нас тоже есть для этой цели, как мы привыкли считать. Поэтому все медицинское образование у нас построено так, чтобы натренировать врача на решение конкретных лечебных ситуаций, на работу с конкретными патологиями. Для теологии там просто нет места.
 
Можно сколько угодно вставлять ее в расписание – от этого ровным счетом ничего не изменится. Итак, мы готовы сформулировать главный тезис первой части нашего рассуждения. Введение одной теологии в сетку предметов подготовки медиков неэффективно просто потому, что эта сетка сложилась вне метафизических координат, она так устроена, что в ней нет места даже для гуманитарного интереса. Чтобы стало возможно говорить о какой-то «гуманитарке» и теологии в том числе, надо кардинально менять всю систему медицинской подготовки, имея в виду формирование у врача будущего совершенно иного мировоззрения. Предпосылки для этого есть – многие верующие врачи тоскуют о таком мировоззрении и втайне каждый для себя находят какие-то решения и какие-то компромиссы.
 
3. Без точки опоры 
 
Теперь попытаемся посмотреть на это дело с философской и даже богословской стороны. У нынешних студентов-медиков нет базы, на которую можно было бы опереть теологию – Закон Божий в школах преподавать нельзя по конституции, а религиозное многообразие только усложняет эту проблему. Биоэтика, которая из всех медицинских областей наиболее тесно соприкасается с теологией, например, ставит вопросы, на которые разные религиозные традиции дают разные ответы. Так мусульманин, католик или старообрядец исключают из обсуждения не только аборт или эвтаназию, но и контрацепцию вместе с ЭКО. Пересадка органов невозможна для радикального протестантизма, а переливание крови – для свидетелей Иеговы. Чтобы создать какое-то «нейтральное» богословие, пригодное для преподавания медикам, придется задействовать целые богословские институты, да еще и без очевидного результата.
 
Окажется, что уровень подготовки студентов очень разный – одни знают про communicatio idiomatum или про догмат о непорочном зачатии, а другие с трудом представляют себе, кто такой Христос. Не до богословия тут – и курс выродится моментально в Закон Божий, на который все будут также «забивать», как на диамат с истматом в недавние времена развитого социализма. А если учесть уровень коррупции в медицинских институтах, то легко представить себе, как батюшка или патентованный теолог будет, довольно ухмыляясь, уносить в лаборантскую подозрительно распухшие зачетки.
 
4. Нищета богословия
 
Но это еще не самое страшное. Дело в том, что наша богословская наука находится в самом плачевном состоянии и просто неспособна и не готова к тому, чтобы повернуться лицом к обычным людям. Наше академическое богословие создано для поддержания иллюзии глубокого знания у небольшой части глубоко воцерковленного православного населения. Никаких серьезных исследований на уровне общемировых богословских трендов у нас нет. В свое время Г. Флоровский горько иронизировал над "молчанием" нашего богословия. С тех пор дело не улучшилось. Наши ведущие патрологи едва успевают прочитывать труды своих зарубежных коллег, а специалисты по нравственному богословию до сих пор не могут понять, как им быть с секуляризацией. Богословие диалога, неинклюзивное богословие, богословие науки – все эти пышно цветущие в католическом и протестантском мире области находятся в официальных заведениях РПЦ МП в самом нежном младенческом состоянии. Предлагать их лепет циничным студентам-медикам будет просто даже жестоко – засмеют. Итак, второй вывод состоит в том, что и наше богословие не готово к внедрению в умы медиков.

Посему, не снимая с повестки дня вопроса о кардинальной смене мировоззрения врачей и задачи построения настоящего академического богословия, единственным вариантом было бы создание комиссии из специалистов по медицинской этике и биоэтике с одной стороны и богословов и религиоведов – с другой, для доработки этих программ и введения в них элементов ознакомления с религиозными способами ответа на вопросы, которые стоят перед медициной со времен Гиппократа.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).