Президент поручил высшему чиновничеству решить, как и куда будут переезжать чиновники из Москвы. Быстро они вряд ли решат проблему — слишком много на их пути будет бюрократических тонкостей. Идея изгнания чиновничества из Москвы, скорее всего, не будет реализована. Слишком уж масштабный и долгий проект.
Верховная власть пока еще не разочаровалась в идее создания «Большой Москвы» и размещения госорганов за пределами нынешних границ столицы. Президент Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая будет заниматься подготовкой предложений по переезду госорганов из центра Москвы и развитию на новых территориях Москвы инфраструктуры финансового центра.
Состав рабочей группы весьма представительный. Возглавил ее глава президентской администрации Сергей Нарышкин, его заместителем стал мэр Москвы Сергей Собянин. В состав группы также вошли вице-премьер, глава аппарата правительства Вячеслав Володин, глава управления по внутренней политике администрации Олег Говорун, губернатор Подмосковья Борис Громов, помощник президента Аркадий Дворкович, глава управделами президента Владимир Кожин, министр транспорта Игорь Левитин, директор Федеральной службы охраны Евгений Муров, замглавы министерства финансов Александр Новак, глава Росимущества Юрий Петров, замглавы Минэкономразвития Олег Савельев.
Примечательно, что все наиболее включенные в процесс переезда чиновников ведомства, за исключением Минфина и Минэкономразвития, представлены их главами. Это придает дополнительный аппаратный вес комиссии.
И одновременно делает ее работу довольно затруднительной, поскольку собирать всех упомянутых чиновников на заседания часто вряд ли возможно. Вячеслав Володин, скажем, и вовсе сейчас занят выборами «Единой России» и даже поведет саратовских единороссов в качестве первого номера в региональном списке. Олегу Говоруну, помимо думских выборов, с некоторой вероятностью придется заниматься еще и выборами президентскими. У Сергея Собянина, который не провел в своем кресле еще и года, полно проблем в столице и в ее нынешних границах. В общем работы у всех хватает.
Конечно, на деле предложения все равно будут готовить аппараты ведомств и приглашенные эксперты (если кто-то их будет приглашать), а найти окно в графике чиновника топ-уровня можно почти всегда. Однако не оставляет ощущение, что комиссия создается не для работы прямо сейчас и даже не для работы в ее нынешнем составе. В конце концов, после выборов президента будет назначен новый состав кабинета министров и кто-то из участников может потерять посты. А у Бориса Громова в 2012 году истекает уже третий срок губернаторских полномочий и перспективы остаться на следующий пока туманны. По крайней мере, пару лет назад Дмитрий Медведев называл четвертый губернаторский срок «редким исключением».
Вообще-то в СМИ уже публиковались варианты размещения госорганов в ближнем Подмосковье, даже с конкретизацией, где какие ведомства разместятся. Газета «Известия», в частности, публиковала план передислокации чиновников, согласно которому выделен будет не единый чиновный центр, а несколько «чиновных деревень». Администрация президента, согласно документу, должна была переехать под Звенигород, правительство — в «деревню» близ Внуково, Генпрокуратура — под Троицк и так далее. По иным данным, планировался единый город, на строительство которого требовалось порядка 10 миллиардов долларов. Впрочем, все источники оговаривались, что эти планы пока предварительны.
Надо провести сотни, если не тысячи согласований и совещаний. Необходимо продумать логистику переезда (как перевозить архивы, текущие дела), решить прочие организационные сложности и определить сроки. Много еще чего нужно придумать еще до начала строительства правительственных зданий.
Процесс без всяких сомнений затянется на годы. По оптимистичной оценке специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», перевод чиновников за пределы Москвы займет 10-15 лет. Однако не вполне понятно, учтен ли в этой оценке процесс бюрократических согласований — вроде заседаний той же рабочей группы. Например, идея создания иннограда «Сколково» была озвучена осенью 2009 года, специальный закон принят осенью 2010.
Вслух ранее озвучивались сроки переезда типа через 20 лет . 20 лет в отечественной политической практике означают «никогда» или «не в этой жизни». Столь долгосрочное планирование пока ни разу не удавалось отечественным властям. В начале 60-х они обещали построить коммунизм уже к началу 80-х. В середине 80-х власти пообещали обеспечить каждую советскую семью квартирой к началу 2000-х. Теперь за схожие сроки предлагается перевезти все федеральное чиновничество, которое за эти годы существенно обновится и захочется ли ему переезжать — большой вопрос. Точно одно — никого из тех, кто прорабатывает вопрос сегодня в их креслах через 15-20 лет уже не будет.