Руководитель фонда "Индем" Георгий Сатаров рассказал, что исследование, проведенное с конца 1999 по 2001 гг., базируется на 23 анонимных интервью с экспертами - бывшими и нынешними высокопоставленными госслужащими, журналистами, бизнесенами; 2017 рядовых граждан заполнили анкету о коррупции в быту, 709 бизнесменов v анкету об издержках бизнеса. Результатом стал первый систематический обзор коррупционного рынка в стране, охватывающий и исторические корни коррупции, и условия, способствующие ее существованию, и ее основные формы, и степень распространенности, и объемы финансовых средств, вовлеченных в оборот на этом рынке, и основные мифы о коррупции, и рекомендации о путях и методах борьбы с этим злом.
Сегодняшние газеты приводят впечатляющие цифры: бесплатное медобслуживание стоит 603 млн долларов взяток в год, высшее образование v 449,4 млн, на взятки гаишникам уходит 368,4 млн долларов, в суды v 268 млн. Это v лидеры в бытовой коррупции. Общий объем этого рынка v 2,79 млрд долларов в год, что всего в два раза меньше общей суммы подоходного налога. "Государство на зарплаты вузовских работников затрачивает меньше той суммы, которая выплачивается в виде взяток, - цитирует Сатарова "Коммерсантъ", - это "антиконституционно.
Объем рынка деловой коррупции v 33,5 млрд долларов, из этих взяток больше половины - 55,4% - забирает исполнительная власть. При этом Сатаров настаивает, что цифры его доклада занижены в несколько раз относительно реального рынка коррупции. Лидеры в деловой коррупции v санэпидемстанции, пожарные и прочие контролирующие и лицензирующие органы, а также налоговики. Правоохранительные органы и таможня, по данным исследования, получают относительно мало. Впрочем, эксперты "Ведомостей" отмечают, что такая картина характерна для малого и среднего бизнеса, тогда как олигархи платят органам, судам и таможне больше, чем пожарным.
Исследование "Индема" показывает, что проблема коррупции вполне осознаны обществом как одна из ключевых проблем развития страны. Тем не менее, его авторы констатируют, что активную антикоррупционную установку имеют лишь 13% предпринимателей и 15% граждан России. Это означает затрудненность антикоррупционной мобилизации общества. Основная масса россиян склонны по старинке терпеть или ждут, что власть мощным репрессивным напором или иными мерами сама уничтожит коррупцию, или же проблема как-нибудь сама рассосется.
Тем не менее систематизированные в ходе исследования предложения респондентов по борьбе с коррупцией представляют собой, по сути дела, программу действий, сформулированную представителями гражданского общества. В эту программу наряду с такими очевидными идеями как изменение морального климата в обществе и дерегулирование вошли также предложения делать акцент не на репрессиях, а на возмещении ущерба еще на стадии расследования уголовных дел, провести реформу системы подготовки чиновников и реформу вообще государственной службы, в т.ч. с усилением их социальной защиты.
Из рекомендаций фонда "Индем" выделим такие:
- противодействие суеверным представлениям о коррупции в общественном сознании должно базироваться на поиске альтернативного позитивного ресурса. В этом качестве должны фигурировать примеры успешных антикоррупционных практик за рубежом и в России;
- и граждане, и предприниматели нередко переоценивают коррупцию как инструмент достижения нужной цели. Во многих случаях "давать или не давать" ? личный и далеко не насильственный выбор каждого. Совокупность этих индивидуальных выборов может как уменьшать общий уровень коррупции в стране, так и увеличивать его. Мы предлагаем уменьшать.