будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 15, 2025
Страна

Торговля воздухом

Киотский протокол предусматривает добровольное ограничение со стороны присоединившихся к нему стран на выбросы в атмосферу так называемых парниковых газов, прежде всего СО2 на срок с 2008 по 2013 год. Главная его цель=? снизить количество вредных выбросов по меньшей мере на 5 процентов по сравнению с уровнем 1990 года. На данный момент этот документ подписали 192 страны, однако ратифицирован он лишь в 34 странах. Механизм контроля, предлагаемый Киотским протоколом, состоит в разделении предельно допустимого количества выбросов между всеми странами мира в виде квот. На долю США предполагалось выделить 36 процентов всех выбросов, на долю России=? 17 процентов, на долю Японии=? 9. Страны, выбрасывающие в атмосферу углекислого газа больше, чем им положено, получат возможность перекупать право на дополнительные объемы выбросов у других участников процесса, по той или иной причине не выбирающих свою квоту. Таким образом, речь идет о создании международного рынка чистого воздуха, на котором, как ожидается, окажутся в обращении миллиарды долларов.

Принято считать, что парниковые газы являются важнейшим фактором развития парникового эффекта, влекущего за собой опасные изменения климата планеты. Вот уже несколько десятилетий по страницам СМИ гуляют мрачные пророчества о грозящей человечеству климатической катастрофе как неизбежной плате за индустриальный прогресс. Апокалиптические картины тающих ледников, затопления Нидерландов и Великобритании и опустынивания других территорий как правило, комментируют либо «зеленые», либо представители структур Евросоюза, за алармистскими выступлениями которых сквозит одна и та же мысль: спасение атмосферы Земли=? в срочном введении регулирования выброса опасных веществ в масштабах всей планеты. Эффект от этих выступлений настолько силен, что редкое международное соглашение может сравниться с Киотским протоколом по эмоциональной убедительности обоснования.

Впрочем, на практике все далеко не так однозначно. По мнению ученых-климатологов, предполагаемое сокращение выбросов за период действия протокола с 2008 по 2013 гг. на 5 процентов по сравнению с уровнем 1990 года составит не более одной трехсотой части от необходимого для того, чтобы реально остановить нарастание парникового эффекта. Да и сама по себе роковая роль парниковых газов в процессе глобального потепления еще не считается абсолютно доказанной=? об этом говорил на пресс-конференции в Москве 12 марта руководитель Климатической программы российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Кокорин. Разногласия, которые существуют на этот счет, наглядно демонстрируют узел экологических и политических интересов, которые пересекаются в Киотском протоколе.

За подписание протокола высказываются европейские политики-глобалисты, нацеленные на то, чтобы от имени объединенной Европы решать жизненно важные вопросы общепланетарного масштаба, и «зеленые» политики, для которых лоббирование популярного соглашения=? важная часть предвыборной стратегии, а также крупные финансисты, которые стремятся с помощью государственных гарантий застраховать свои вложения в исследования и создание экологически чистых производств. Против, разумеется, промышленники и энергетики, на доходах которых непосредственным образом должны сказаться ограничения, налагаемые протоколом. В России расклад интересов принципиально иной.

Вступление в действие Киотского протокола обещает России живые деньги. Реализация невыбранных квот на выбросы при условии их умеренного предложения и, соответственно, поддержания на рынке приличных цен, способна принести ощутимые дивиденды, поскольку нынешний уровень развития российской промышленности таков, что страна не дотягивает до уровня 90-го года процентов двадцать, и вряд ли полностью нагонит отставание за период 2008=? 2013 годов.

Первоначально главного потенциального покупателя российских квот видели в США, пока администрация Буша-младшего не заявила, об отказе от ратификации Киотского протокола как налагающего нежелательные ограничения на развитие экономики страны. В итоге России не удастся, очевидно выручить от выгодной спекуляции на собственном экономической слабости больше миллиарда долларов, что в 10-20 раз меньше, чем ожидалось. И все же «зеленые», Министерство энергетики, Росгидромет, крупные российские компании, работающие в области добычи энергоресурсов и выработки энергии, в один голос поддерживают ратификацию. Аргументы очевидны=? лучше получить в ближайшие годы хотя бы что-нибудь, чем совсем ничего. Продажа квот, признанных федеральным ресурсом, утверждают они, может стать надежным источником поступления средств, которые предполагается на конкурсной основе инвестировать в российскую энергетику, т.е. в те самые крупные компании-монополисты, для развитие новых технологий, сокращающих вредные выбросы в атмосферу, и в развитие энергосберегающих технологий. Мало того, нереализованные квоты можно рассматривать как активы, заметно повышающие общую капитализацию российских компаний, в особенности «Газпрома» и РАО «ЕЭС России», акции которых недооценены на международном рынке. Таким образом, полагают оптимисты, экономический спад последнего десятилетия может неожиданно обернуться довольно ощутимой компенсацией и даже косвенно послужить стимулом промышленного развития страны. К тому же, помимо торговли собственным чистым воздухом Россия может получить от вступления в действие Киотского протокола еще одну выгоду, куда более привычную и понятную для нее. Стремление к уменьшению выброса парниковых газов должно, по мысли разработчиков соглашения, стимулировать поддержавшие его государства к переходу на более «чистые» технологии, в частности на сжигание газа вместо угля или мазута, а это повлечет за собой рост цен на газ=? один из главных экспортных товаров России.

Процесс ратификации Киотского протокола идет весьма успешно. Большинство индустриально развитых держав не последовали примеру США и одна за другой принимают решение о присоединении к нему. 19 июля за ратификацию будет голосовать японский парламент, ратификация Европейским союзом намечена на 14 июля. Тем не менее вступление его в действие произойдет лишь в случае ратификации таким количеством государств, на долю которых приходится в совокупности как минимум 55 процентов общих выбросов диоксида углерода. Таким образом, ратификация нашей страной в этом случае будет означать автоматическое вступление протокола в силу, тогда как ее отказ блокирует весь процесс. По сути дела, сейчас России принадлежит право вето на запуск уникального механизма, далеко идущие последствия применения которого еще трудно предсказать. Согласившись с необходимостью ратификации Киотского протокола, российское правительство уже фактически даст Киотскому протоколу зеленый свет.

Голосование в Госдуме по вопросу о ратификации предварительно назначено на 20 июня. Впрочем, учитывая авральные темпы работы отечественных законодателей в конце сессии и их предотпускное настроение, решения следует ожидать, скорее всего, уже осенью. Скорее всего, самое экономическое из всех экологических соглашений и самое экологичное из всех экономических будет ратифицировано Россией. Страна получит еще один шанс=? буквально свалившиеся с неба дополнительные инвестиции, которыми нужно будет разумно распорядиться, используя плату за временную слабость для того, чтобы заложить фундамент будущей силы. И тут нынешние лоббисты Киотского протокола=? государство, «зеленые» и крупный бизнес=? вполне могут оказаться по разные стороны баррикад...

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).