Причиной иска стало систематическое нарушение предприятиями, ведущими добычу леса, федерального Закона "Об экологической экспертизе" от 1995 г., согласно которому ни один промышленный проект не может осуществляться до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Соблюдать этот закон на Сахалине исторически было как-то не принято. Лес заготавливали без всяких экспертиз, потому что дело это прибыльное, и лесопромышленники всегда находили общий язык с властями. Недовольные этим экологи в течение последних двух с лишним лет пытались различными способами обратить внимание общественности и уполномоченных государственных органов на массовые злостные нарушения федерального законодательства. В известность об этом были поставлены и областной Комитет природных ресурсов, и Сахалинская природоохранная прокуратура. В результате ряд предприятий были вынуждены обратиться за экспертизой своих действующих проектов, однако даже получив отрицательные заключения, они и не подумали приостановить вырубку леса, явно рассматривая заключение государственной экологической экспертизы как очередную бессмысленную бумажку.
Среди предприятий, демонстративно пренебрегших законом, было и ООО "Норд-Юнион". В 2000 г. оно получило в аренду на 49 лет участок лесного фонда размером 54025 га в бассейне реки Агнева. Руководство Александровского лесхоза, заключившее договор об аренде, наличием каких бы то ни было экспертиз у арендатора не интересовалось. По всей видимости, предложенные условия его совершенно устраивали. И даже когда в марте 2002 г. "Норд-Юнион" получил отрицательное заключение экспертизы, практически запрещающее продолжение работ, никто не озаботился выполнением требования закона. Более того, проверки, проведенные "Экологической вахтой Сахалина", а также Смирныховской рыбоохраной, показали, что хищнические рубки как ни в чем не бывало продолжались по берегам притоков нерестовой реки Агнева, на крутых склонах и на территории водоохранных зон, где подобная деятельность категорически запрещена, причем лесорубы запросто сплавляли бревна по рекам, также нарушая строжайший запрет. Впрочем, по данным экологов, это не более чем типичные нарушения - таковы, к сожалению, нравы лесопромышленников Дикого Востока.
6 мая 2002 г. члены "Экологической вахты Сахалина" при поддержке хабаровских коллег из общественной организации "Экодаль" обратились в Смирныховский районный суд с исковыми требованиями о запрещении лесозаготовительной деятельности предприятия СП ООО "Норд-Юнион" до получения им положительного заключения экологической экспертизы. Факт грубейшего нарушения закона был налицо, и 8 июля суд вынес решение в пользу истцов.
Между тем руководство ООО "Норд-Юнион" оценило всю серьезность ситуации и приняло решение уступить. Документация по проекту, переработанная с учетом экологического законодательства, уже находилась на рассмотрении в органах государственной экспертизы, однако положительное заключение лесопромышленники получили уже после решения суда первой инстанции. В связи с этим они попробовали подать кассационную жалобу. Но их надежды не оправдались - 10 сентября Сахалинский областной суд постановил оставить жалобу без удовлетворения.
Получение ООО "Норд-Юнион" положительного заключение государственной экологической экспертизы вновь открывает перед этим предприятием перспективы работы. Однако уже строго в пределах закона. Решение Смирныховского суда носит прецедентный характер, открывая путь к тому, чтобы навести порядок и в других подобных делах. На данный момент по области из 65 действующих проектов и планов рубок необходимым положительным заключением экспертизы располагают только восемь, считая проект СП ООО "Норд-Юнион", но отныне условия игры в лесной отрасли Сахалина изменились. Безнаказанно пренебрегать законом больше не удастся.
Бюллетень "Экология и право" подчеркивает, что впервые в России граждане и общественная организация на основании отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы добились запрещения деятельности, могущей принести в будущем вред.
По словам руководителя организации "Экодаль" Ирины Богдан, "в современной России, когда лежит в руинах государственная система охраны окружающей среды, общественности не остается ничего другого, как взять в свои руки защиту природы и своего будущего - демократические правовые инструменты сегодня для этого есть".
Участившееся использование суда в качестве инструмента борьбы за общественные интересы - характерная особенность нынешней стадии развития российских НПО. Это явление чрезвычайно интересное и отрадное как показатель зрелости их гражданского сознания и как свидетельство постепенного становления в нашей стране нормального правового регулирования.
Развитое гражданское общество немыслимо без опоры на правовые механизмы решения проблем. Напомним последние примеры обращения к суду организаций, ранее практиковавших преимущественно демонстративные методы борьбы и жалобы в различные российские и международные инстрации. Не так давно мы писали о деле, выигранном в Мосгорсуде семьей, имеющей ребенка-инвалида, а вслед за тем - об иске, выдвинутом калининградскими экологами против нефтяной компании ЛУКОЙЛ.