будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Страна
Левкин Андрей

«Традиционные медиа в 2020 году»: изменится все

«Традиционные медиа в 2020 году»: изменится все
media-1
Фото: webtvwire.com

Фонд развития гражданского общества" опубликовал препринт доклада "Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы". Доклад крайне любопытен - не только по перспективам, но потому, что перспективы следуют из нынешнего положения дел. А о нем известно не так уж и много, по крайней мере – публике. Здесь будет пересказ  основных положений исследования плюс некоторые общие выводы.

Авторы выбрали 2020 год затем, что семь лет для медиа-отрасли, меняющейся под воздействием новых технологий и интернета, - это много. Причем, технологии, которые будут драйверами изменения информационной реальности в ближайшие 5-10 лет, на сегодня уже разработаны и существуют либо в виде концептов, либо начинают выходить на массовый рынок.  Иными словами, ближайшие годы могут стать определяющими все дальнейшее развитие отрасли. Речь идет о "традиционных медиа" – интернет-СМИ тут не трогают, зато из изложения прямо следует, что вот они-то и станут основным игроком медиа-отрасли.

Еще одна причина выбора 2020-го: очень интересно сравнить с тем, что было 7 лет назад – в 2006-ом. Скажем, тогда уровень проникновения интернета в России составлял около 19% (сейчас 57%), Средняя продолжительность пользования Сетью была в несколько раз ниже, а бумага, то есть газеты – еще доминировали на рынке деловой информации. Смартфонов и планшетов у населения было... сколько их тогда было? Уровень развития мобильного интернета не позволял работать с сетью, как с компьютера. Соответственно, были и социальные нюансы: да, интернет-СМИ и блогосфера в 2006 году существовали и развивались, но - только среди "продвинутых", не имея существенного общественного и экономического значения.

Также авторы доклада предполагают, что следующие 7 лет дадут не количественные изменения, но принесут качественно иное состояние  информационной реальности. Если с 2006 по 2013 год происходил просто рост информационного и коммуникационного значения интернета, а традиционные медиа лишь несколько потеснились на рынке, то теперь им придется интегрироваться в новую технологическую реальность.

Еще один момент доклада: авторы – вполне естественно - рассматривают трансформацию медиа как глобальный процесс, который в целом подчиняется общим правилам, связанным с технологическими факторами. Разумеется, скорость этих изменений и появление новых технологий в тех или иных странах может различаться. Соответственно, там много данных по США (ну, они типа флагман).

Основные выводы доклада

- Прогноз по сегменту телевидения обозначен как стабильный, но с оговорками. Уровень телесмотрения существенно не изменится, но потребление телеконтента станет более диверсифицированным - как с точки зрения источников, так и с точки зрения устройств просмотра. Например, аудитория сейчас все больше фрагментируется, продолжается ее перераспределение по нишевым каналам, суммарная доля которых продолжает расти. Одновременно производители контента все чаще начнут взаимодействовать с аудиторией через иные, внеканальные, механизмы дистрибуции видео.

- В несколько раз вырастет среднее число телевизионных каналов, доступных жителям России. Причины: перехода к цифровому эфирному вещанию и дальнейший рост абонентской базы кабельных и спутниковых операторов.

 
Источник: civilfund.ru

- Телеканалы постепенно будут утрачивать монопольный статус дистрибьюторов профессионального телеконтента. В период до 2020 года будут развиваться платформы потокового онлайн-видео, агрегирующих контент различных производителей (типа Netflix и Hulu в США).

- Все большая доля телесмотрения будет приходиться на компьютеры, планшеты и смартфоны. Способствовать этому будут как интернет-сервисы агрегации видеоконтента, так и сами телеканалы, организующие онлайн-трансляции эфиров на своих сайтах. Разумеется, возникнет вопрос: а как тогда замерять телеаудиторию?

- Продолжится развитие технологий "второго экрана" (second screen – это когда смотрят на компьютерах, планшетах и смартфонах). А эти штуки увеличивают интерактивность ТВ и позволяют совместить телесмотрение с активностью в интернете. Функционал приложений second screen будет расширяться, а сами они постепенно станут просто частью телесмотрения.

- Прогноз по ситуации на рынке печатных СМИ на 2020 год является негативным, имея в виду почти полное исчезновения сегмента в его бумажном виде в промежутке между 2020 и 2030 годом.

- Продолжится падение совокупных тиражей и аудитории печатных изданий. Одновременно будет происходить падение рекламных доходов и доли прессы в общем объеме рекламных бюджетов. Издания второго и третьего эшелонов станут либо закрываться, либо уходить в интернет, а лидеры рынка примутся искать новые форматы присутствия на рынке и монетизации контента.

 
Источник: civilfund.ru

- Деловые и специализированные издания, обладающие стабильной и лояльной аудиторией, будут вводить платный доступ к материалам своих сайтов, paywall (подписка либо на все, либо на часть материалов, размещенных на сайте). В этом случае ставка делается на максимизацию прибыли от распространения контента в ущерб рекламным доходам. Однако, несмотря на популярность этой модели в США и Европе, в России она, похоже, не станет доминирующей.

- И наоборот, массовые издания будут стараться расширить аудитории как печатных, так и электронных версий, чтобы максимизировать рекламные доходы. Следует ожидать перехода крупнейших российских газет на бесплатное распространение с одновременным увеличением тиража.

- В структуре доходов печатных изданий (особенно бесплатных), все большую роль будет играть спонсируемый контент. Это является общемировой тенденцией, так что в России будет происходить постепенная легализация вечной "джинсы" – легализация как в самой отрасли, так и среди аудитории.

- Прогноз по рынку радио является условно стабильным с вероятной перспективой постепенного перехода радиостанций исключительно на интернет-вещание и исчезновения аналогового радиоэфира в промежутке между 2020 и 2030 годом.

- Негативным фактором для радиостанций является постепенное сокращение домашнего радиослушания (из-за оттока аудитории в пользу сервисов потокового интернет-аудио). С развитием беспроводных сетей связи эта тенденция распространится и на автомобильное радиослушание, но – предположительно - будет носить ограниченный масштаб.

- В России радиостанции могут рассчитывать на рост уровня автомобилизации населения и, соответственно, расширение автомобильной аудитории радио. Доля автомобильного слушания продолжит увеличиваться в общей структуре радиопотребления.

- В этой связи будет происходить дальнейший рост доли разговорных радиостанций, обладающих эксклюзивным контентом, в общем объеме эфира. Их будет становиться больше и они будут более сегментированными по целевым группам аудитории.

- Скорее всего, радио сохранит аналоговый формат до 2020 года. Программы цифровизации радиоэфира не удались ни в России, ни в США. В России, например, это именно потому, что тут предпочитают разговорное радио, а для этого вполне хватает FM-станций, покрытие которыми вполне плотно. Ну, а в последующие годы цифровизация перестанет быть актуальной из-за развития интернет-вещания.

Нюансы (уже не из доклада)

В докладе все время проводится статистически-технологическое сравнение ситуации в США и России. Понятно, что не во всех случаях такие аналогии будут работать – имея в виду, что ситуация в США означает ситуацию, которая возникнет в России через некоторое время. Может и не возникнуть. Или все же обязана возникнуть? Нюанс вот в чем:

в основе перемен исключительно ли технологические основания, или же дело еще и в каких-то переменах в обществе, которые могут происходить или нет, после чего общество выбирает себе такую или иную модель медиа?

Конечно, ответ на этот вопрос – вовсе не проблема доклада. Это именно что его место относительно общественной реальности. По сути ведь может получиться любопытная штука: если в данный момент всем управляет развитие медиа, основанное на развитии технологий, то оно тут главный игрок, а соответствующие изменения в обществе будут происходить уже в силу его развития. Ну да, в какой-то мере так все в жизни всегда и происходит, но не до такой же степени? В данном случае проглядывает уже какая-то конкретная отчетливость и даже неизбежность этого процесса.

Еще один нюанс, уместный в ряду рассуждений о нишевости новых проектов. Это та ниша, которая склонна искать новые технологии. Скажем, значимым фактором развития ОТТ(Over the Top) является рост в стране числа телевизоров с поддержкой функции SmartTV, позволяющей подключаться к интернету напрямую, без помощи телеприставок. Сейчас их доля в России составляет лишь 5%. В США, скажем, это 11%, в Германии – 8%. И это, в общем, вопрос даже не развития технологий, а размер той среды, которой вся эта новизна интересна, и которой эта новизна может быть востребована. Ну, у них же могут тогда даже возникнуть принципиально иные по типу медиа?

 
Источник: civilfund.ru

А здесь же еще и геополитика: в развивающихся странах начинают прямо со SmartTV – в Китае у него 44%, в южной Корее – 18%. Ну, это уже другой вопрос, международно-политико-глобалистский.

И да, еще раз, самый очевидный вывод: поскольку все проблемы "традиционных медиа"связаны именно с тем, как они сумеют приспособиться к новым технологиям (тотально сетевым), следует, что интернет-СМИ без вариантов становятся основным игроком медиа-отрасли.

Левкин Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).