будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
донорство медицина Конституционный суд
Июль 19, 2025
Страна
Карпюк Илья

Трансплантация по Конституции

Трансплантация по Конституции
2
Хирургическая операция. Источник: Debora Alves

Конституционный суд России признал соответствующей Основному закону практику изъятия органов из тел умерших для трансплантации без получения согласия и даже уведомления об этом родственников или законных представителей. Единственная возможность для членов семь избежать этой процедуры — заранее уведомить медицинское учреждение о своем несогласии с операцией. Соответствующее определение было вынесено 10 февраля, но опубликовано на сайте суда только сейчас.

Заявителями по делу были мать и бабушки студентки столичного вуза Алины Саблиной, которая в январе 2014 года попала в ДТП. В состоянии комы ее доставили в реанимацию больницы имени Пирогова, где спустя пять дней она скончалась.

Позже, изучая материалы уголовного дела о ДТП, мать погибшей Елена Саблина прочитала заключение судмедэксперта, в котором говорилось об изъятии в целях трансплантации некоторых органов Алины. Мать была возмущена этим фактом и вместе с обеими бабушками погибшей она обратилась в суд с требованием взыскать с больницы имени Пирогова компенсацию морального вреда. Ответчикам также являлся Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова, куда были отправлены изъятые органы.

 
Здание ФНЦ трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова
Фото: transpl.ru

Суды общей юрисдикции отказали истицам в удовлетворении их требований, тогда родственницы погибшей обратились в Конституционный суд, решив, что законодательство о трансплантологии нарушает их права, позволяя врачам не сообщать родственникам о планируемом изъятии органов у потенциального донора.

В своем определении Конституционный суд отметил, что заявители по сути требуют изменить существующую в России модель презумпции согласия на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласия. Обе модели, отметили судьи, являются допустимыми с точки зрения как Конституции, так и международно-правовых актов, а значит право выбора остается за законодателем и не входит в компетенцию Конституционного суда.

Впрочем, в определении подчеркнуто, что изымать органы из тела недопустимо, если известно об отрицательном отношении к этому самого умершего, его близких родственников или законных представителей, нарушение этого правила влечет за собой юридическую ответственность.

Конституционные судьи также отметили, что ими уже рассматривался аналогичный вопрос в 2003 году. Тогда КС также указал, что трансплантация органов или тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей, и презумпция согласия на изъятие органов не нарушает Конституцию.

В Конституционном суде обратили внимание на то, что презумпция согласия на трансплантацию основана на общепризнанных принципах и нормах международного права, о чем свидетельствуют принципы Всемирной организации здравоохранения по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов, опубликованные в 2010 году, и Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человеческого происхождения от 2002 года.

Также в КС отметили, что на рассмотрение правительства недавно был внесен законопроект «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации», который предусматривает ведение регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов. Отмечается, что при разработке законопроекта было уделено серьезное внимание позиции граждан и экспертного сообщества, высказанной при его публичном обсуждении, состоялось обсуждение законопроекта в профессиональных сообществах в рамках конгрессов, круглых столов, в том числе с приглашением иностранных специалистов.

Так что вмешательство суда в данный процесс — учитывая содержание обсуждения законопроекта и перспективы его принятия, а также деликатность данной проблемы и наличие разных вариантов не противоречащего Конституции решения — было бы в настоящий момент преждевременным и не согласующимся целями данной дискуссии.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).