Экологи и сочувствующие собрались в квартире Евгении Чириковой, которая уже с утра заприметила под своими окнами автомобиль с сотрудниками центра «Э». Она приподняла штору и указала на машину: «Следователь там мне знакомый. Хоть бы загримировался». Уже позже журналисты действительно обнаружили у подъезда Чириковой странного человека, который приставал ко всем с вопросами.
Конфликт в связи с прокладкой новой трассы Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес вызвал в 2010 году массовые протестные акции. Все прошлое лето внимание общественности было приковано к лагерю экологов, разбитому в Химкинском лесу, который возглавляла Евгения Чирикова. После того, как несколько сотен молодых людей выступили в поддержку активистов, а также закидали здание администрации Химок камнями, президент Дмитрий Медведев приостановил проект для дополнительного общественного обсуждения, правда, в декабре прошлого года правительственная комиссия решила оставить первоначальный маршрут..
Некоторое время собравшиеся выясняли к какой именно вырубке им поехать — Вашутино или к Международному шоссе. Активисты из Greenpeace заранее посетили оба места, в которых планируется прокладка трассы и никакой техники там не обнаружили. Впрочем, в Вашутино они заметили четверых охранников. К моменту, как остальные экологи туда прибыли, больше десяти сотрудников различных ЧОПов встали стеной у прохода в лес. Активистов и охрану отделяла узкая однополосная дорога.
На просеке у Международного шоссе стояла специальная техника, предназначенная для перевозки срубленных деревьев. Для журналистов ее запустили и увезли стволы на несколько сотен метров от того места, где они лежали, однако после приезда экологов, технику приглушили.
«Евгения, ну я вас умоляю, не смотрите на меня так сурово», — говорил Кельбах, на что Чирикова отвечала, что ничего против него лично она не имеет.
«В первую очередь, наши претензии касаются министра транспорта Игоря Левитина», — заявила Чирикова. По ее словам, она не считает Кельбаха коррупционером, однако он, по ее мнению, участвует «в нехорошем деле». Экологи наперебой перечисляли альтернативные пути прокладки трассы, на что Кельбах только отмахивался: мол, эксперты уже все проверили и строительство разрешили. Он заверил, что постройка новой трассы разгрузит Ленинградское шоссе.
«Поток автомобилей на Ленинградке снизится на 60-70 процентов уже в 2014 году. Именно тогда мы планируем ввести в эксплуатацию трассу Москва-Санкт-Петербург. Примерно в то же время Ленинградка будет ремонтироваться, на ней появится полоса движения для общественного транспорта», — отчитался Кельбах. Внезапно Чирикова захотела проверить документы, разрешающие проведение работ в лесу. У водителя техники таких документов не оказалось. Активисты не растерялись и вызвали в лес милиционера, который по прибытию, разрешения на проведение работ ни у кого требовать не стал.
«Это водитель тренируется», — пояснил милиционер и немного смутился. Он также сообщил, что необходимые бумаги скоро привезут, правда не в лес, а в отделение. Экологов он не убедил: Артур Гроховский написал заявление в УСБ на предмет бездействия сотрудника милиции.
Евгения Чирикова пояснила, что вывоз бревен - принципиальный вопрос. По ее словам, именно они являются подтверждением «преступной вырубки» и вывозить их нельзя, пока прокуратура не посчитает ущерб. Между тем, Кельбах уверяет, что от срубленных деревьев необходимо избавиться как можно быстрее, во избежание лесных пожаров.
Несмотря на то, что у леса дежурил целый автобус с бойцами ОМОН, никто из активистов задержан не был, а Кельбах ретировался сразу после того, как голоса экологов начали заглушать его собственный. На этом конфликт между сторонами не закончен: «Автодор» продолжит строить трассу, а экологи всячески будут им мешать. Уже сейчас на месте вырубки стоит перечеркнутый знак валки леса, а на соседнем красуется адрес сайта протестующих против вырубки Химкинского леса.
Евгения Чирикова
Охрана у просеки в деревне Вашутино
Просека на Международном шоссе
Сергей Кельбах
Химкинский лес