будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 10, 2025
Страна

Три источника и три составные части Заключения комиссии СФ.

Общий вывод Заключения комиссии известен, в принципе, заранее уже почти каждому школьнику и давно уже вошел в пословицу: во всем виноват Чубайс. Это мы и раньше знали. Имена других участников (соучастников, или даже, можно сказать, подельников) также хорошо известны: решения принимались С.Кириенко (правительство) и С.Дубининым (ЦБ) при участии министра финансов М.Задорнова, первого зампреда ЦБ С.Алексашенко, и Гайдара, которого, как и Чубайса, пригласило правительство "в эксперты".

Вообще доклад состоит из трех структурных частей. В первой расследуется механизм принятия "безответственных" решений и рисуется непривлекательная картина "келейной" сходки, без привлечения широкого круга специалистов, без согласований со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Впрочем, так как любой здравомыслящий человек может себе представить, что произошло бы в случае, если начались эти "широкие консультации" о радикальном изменении параметров определения курса и условий существования финансовых рынков, то и потреблять эту глубокомысленную аргументацию оставим тем, кому она предназначена комиссией - членам Совета Федерации. Так как констатации этих бюрократических "упущений" членам комиссии казалось явно мало, а роль вышеозначенных виновников представала недостаточно зловещей, то Заключение со всем искусством лавирует между двумя фундаментальными понятиями совзаконности: "халатность" и "вредительство". - Вроде как еще кому-то (кому вот интересно конкретно?) нарочито сообщили о замысленном. На особом подозрении, разумеется, Чубайс.



Однако главным, конечно, является мотив "келейности", позволяющий возложить на "группу лиц" ответственность не только за объявление моратория по ГКО - т.е. признание неспособности правительства обслуживать внутренний долг, но и за все возможные последствия этой, в самом деле неприятной, для страны ситуации. С замечательным и несколько комическим удовольствием подсчитывают авторы "урон": падение ВВП, несобранные налоги, бегство капиталов и упущенные инвестиции, - и совсем уже комические пункты: обанкротившиеся олигархи, обманутые ими вкладчики, упавший фондовой рынок - во всем виноваты Чубайс и Ко. - Вот, к чему приводит "халатность".

Несомненно, губернаторы, которые соберутся завтра на заседание, чтобы выслушивать эту лапшу, - не дети, как можно было бы предположить. Однако умудренные и уравновешенные мужи, которыми любят представать сенаторы, также заинтересованы в том, чтобы внятно ответить на традиционный русский вопрос: - Где наши деньги? А объяснять, что их не было, этих денег - вообще никогда не было - и хлопотно, и не нужно, и не придется населению по вкусу.

Вторым "уровнем" документа является полемика со всей политикой правительства, проводившейся с 1993 года, результатом которой стал долговой кризис и пирамида внутреннего долга. В этой части особенно чувствуется рука экономического идеолога аппарата Совета Федерации Сергея Глазьева, который в 1992-93 годах был министром внешнеэкономических связей в правительстве Гайдара и Черномырдина, а ныне является самый последовательным и злейшим врагом как "гайдарочубайсов", так и независимости Центрального банка.

Это часть доклада значительно более увлекательна, здесь говорится не о персоналиях, а о ГКО. Из доклада следует, что эти ценные бумаги были якобы придуманы для наживы иностранных спекулянтов, а также чиновников правительства и ЦБ. По мнению аналитиков из СФ РФ, схема финансирования бюджетного дефицита через выпуск ГКО не являлась безэмиссионной, так как Центральный банк скупал ГКО в больших количествах. Но особенно интересно, что за месяц до 17 августа пакет ГКО Центробанка и аффилированных с ним банков (Сбербанка и ВТБ) резко уменьшился. Однако из текста доклада не ясно, что именно произошло: то ли у этих банков просто подошли сроки погашения бумаг, и они их, как положено, погасили, а новых не купили, то ли они спешно, не дожидаясь погашения, бумаги распродали.

Однако отсутствие хронологического исследования событий не то что за весь 1998 год, но даже и за июль-август делает и эту часть идеологически насыщенной, но мало применимой к политическим и экономическим реалиям страны в то время. До сих пор было сделано лишь две попытки подобного анализа - в статье Сергея Алексашенко, опубликованной в газете "Время МН" и докладе С.Ясина.

Наконец, последняя часть доклада, помимо предложения ввести нормы люстрации против "монетаристов" и более-менее ответственных экономических управленцев, предлагает комплекс уже сугубо политических мер, хорошо знакомых по требованиям коммунистического большинства нижней палаты: изменение Конституции и федеральных законов в пользу ограничения полномочий Президента, постановки Правительства и Центрального Банка под контроль Федерального Собрания, изменение социально-экономического курса, возвращение к неэкономическому регулированию экономики и прочая, прочая, хорошо знакомое по программным документам КПРФ, лишь слегка сглаженных чиновничьим языком государственной умеренности.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).