будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 12, 2025
Страна
Усыскин Лев

Трудности наследования

Трудности наследования
PR20100908231329
Успенский собор в Звенигороде. Построен по заказу Юрия Дмитриевича. Фото с сайта Первого канала

14 сентября 1431 г., в Воздвиженьев день, звенигородский и галичский князь Юрий Дмитриевич отправился в Орду к хану Улу-Магомету, дабы тот волею верховного сюзерена разрешил его спор о Великом Московском княжении с племянником, Василием Васильевичем. Последний также отправился в Орду – причем, даже на месяц раньше, в Успение, т.е. 15 августа.

Это событие, однако, не является ни началом, ни, понятно, концом четвертьвекового политического кризиса, охватившего Северо-Восточную Русь – несмотря даже на то, что Улу-Магомет впоследствии вынес вполне определенное решение по поставленному перед ним вопросу. Ибо, решение решением, но надо же его еще и исполнить – а в этом ханский ярлык оказался лишь одним из целой серии решений, самим своим множеством ставящих под вопрос собственную легитимность.

Ибо, началось все еще шестью годами раньше. 27 февраля 1425 г. в Москве скончался Великий Князь Василий Первый – старший сын Дмитрия Донского. Главным политическим достижением последнего, как мы знаем, стало закрепление Владимирского Великого княжения за московскими князьями – теперь это уже никем не ставилось под сомнение, ни татарами, ни русскими. Но, вот, кому занимать московский трон – это был вопрос достаточно спорный, ибо регулировался сразу несколькими, противоречащими друг другу принципами.

Так, с одной стороны – зависимость от Орды в том, собственно, и состояла, что сарайский хан выдавал ярлык на великое княжение – а помимо него и ярлыки на княжения другие, вассальные к великому. Формально – никаких ограничений ханской воле не существовало. На деле – таковым было реальное соотношение сил, заставлявшее Сарай во все более значительной степени считаться с внутрирусскими процессами. А здесь тоже все было непросто. Во-первых, существовала древняя традиция наследования "столов", когда умершему первым наследовал его брат, затем следующий по старшинству брат, и уже по исчерпанию таковых – сыновья в порядке старшинства. Эта старая традиция в кровавых муках уступала постепенно место новой – когда наследником становится строго старший сын, а братья… с братьями не понятно, что делать толком. Однако, был еще один принцип наследования власти – через прямое указание в завещании, в так называемых "духовных грамотах", составляемых властителями по нескольку раз в течении жизни – в зависимости от изменчивости династических и прочих обстоятельств. Такие грамоты для князей московского дома известны сегодня историкам со времен Ивана Калиты, но при этом стоит иметь в виду, что все перечисленные принципы не независимы друг от друга – духовные, в общем, пишутся так, чтобы не слишком перечить традиции, столь же важна оглядка на традицию при выдаче ханского ярлыка…

Ну, и, наконец, имеется всегдашнее право сильного – кто сколотит более мощную коалицию, посадит на коней больше воинов, тот имеет, конечно же, и правовые преимущества в своих претензиях – а как же иначе:  лучший юрист у средневекового русского политика висит на левом боку.

В общем, мы имеем гремучую смесь – и даже еще более гремучую, чем видится, ибо само наследование по завещанию как таковое уже несло в себе серьезные противоречия.

Итак, в последней (третьей) духовной грамоте Василия Дмитриевича в части наследования великокняжеского стола говорилось следующее:

"А даст Бог сыну моему великое княженье, ино и яз сына своегo благословляю, князя Василья".

Причем, выше кроме того говорилось еще и:

"А благословляю своего сына, князя Василья, своею вотчиною, чем мя благословил отець мой".

В общем, не оставляет сомнений факт, что Василий Первый завещал московский трон Василию Второму. При этом, поскольку самому Василию Второму было в 1425 г. лишь неполные десять лет, отец определил при нем нечто вроде регентского совета:

"А приказываю сына своего, князя Василья, и свою княгиню, и свои дети своему брату и тестю, великому князю Витовту, как ми рекл, на бозе и на нем, как ся имет печаловати, и своей братье молодшей, князю Ондрею Дмитриевичю, и князю Петру Дмитриевичю, и князю Семену Володимеровичю, и князю Ярославу Володимеровичю, и их братье, по их докончанью, как ми ркли. "

Совет довольно примечательный – наиболее мощные фигуры в его составе, вне всякого сомнения, княгиня – то есть, Софья Витовтовна, дочь Великого Князя Литовского – и сам Витовт: понятно, что последний не на словах будет стараться огородить своего внука от сторонних поползновений на его трон. Кроме этих Гедиминовичей мы видим в списке сыновей Владимира Андреевича Серпуховского – знаменитого соратника Дмитрия Донского по Куликову полю и войне с Тохтамышем. Эти правнуки Калиты, т.е. троюродные братья Василия Дмитриевича, приходились родней малолетнему великому князю еще и по "литовской линии": их мать, Елена, была в свою очередь, дочерью Ольгерда – великого князя литовского, дяди Витовта. Андрей и Петр Дмитриевичи – это, понятно, родные братья Василия Дмитриевича, которым как бы логично доверить драгоценного племянника. "Фишка", однако, в том, что это –  не все его родные братья: были еще два – Константин, находившийся в опале, и, главное, Юрий, владевший Галичем Мерским и Звенигородом – довольно популярный в то время деятель, успешный полководец, разгромивший, воспользовавшись нашествием Тамерлана на Орду, в 1395 г. Волжскую Болгарию, а также совершивший благополучный походы против Нижегородских князей и их татарских союзников. Именно этот человек основал любимый потом ранними Романовыми Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом, при нем в этом городе построили Успенский собор, для которого Рублев писал свой знаменитый "Звенигородский чин".

Важно, однако, было то, что Юрий Дмитриевич оказывался по кончине Василия старшим из сыновей Дмитрия Донского и, в соответствии с одним из вышеупомянутых принципов престолонаследования, именно он должен был получить великое княжение.

Впрочем, помимо голого принципа, притязания Юрия Звенигородского подкреплялись и иным аргументом. А именно – духовной грамотой самого Дмитрия Донского 1389 г. Говорились же в этой грамоте следующие вещи:

"А се благословляю сына своего, князя Василья, своею отчиною, великим княженьем." – это, собственно, правовое основание власти Василия Первого, само по себе не стопроцентно очевидное для современников, таких, например, как тот же Владимир Андреевич Серпуховской, пришедший к согласию с Донским (он, впрочем и сам носил прозвище Донской) лишь за два месяца до кончины последнего. Тем не менее, воля Дмитрия Иановича в этой части была исполнена – однако, по мнению Юрия Звенигородского, не в полной мере. Ибо, еще в этой грамоте значилось следующее:

"А по грехом, которого сына моего Бог отъимет, и княгини моя поделит того уделом сынов моих. Которому что даст, тo тому и есть, а дети мои из ее воли не вымутся."

Уже из этой оговорки вытекает, что после Василия великое княжение должно достаться кому-то из его братьев. Однако, есть на этот случай и более прямое указание:

"А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгини. А вы, дети мои, слушайте своее матери, что кому даст, то тому и есть."

То есть, однозначно – наследником великого княжения должен стать старший из братьев Василия Дмитриевича.

Дальше начинается простор для тогдашних интерпретаторов. Нам, со своего беспристрастного далека, сегодня, в общем, ясно, что имел в виду Дмитрий Донской. Разумеется, того волновал почти исключительно ближайший переход власти в Москве.

Сын Василий в 1389 г. еще не был женат и задумываться всерьез о правах его гипотетических детей едва ли имелись основания. А вот ситуация одновременной или почти одновременной неожиданной кончины наследника и самого Дмитрия была вполне вероятной и, по уму, требовала соответствующей оговорки. (Именно такой расклад – когда чума свела в могилу московского князя Симеона Ивановича Гордого вместе с его сыновьями – возвел на престол его брата Ивана Ивановича Красного, отца Дмитрия Донского).

Однако Юрий Дмитриевич понимал эту оговорку как действующую не до достижения племянником великокняжеской дееспособности, а вечно. Причем, благодаря действию высочайшего авторитета Дмитрия Донского, способную превозмочь аналогичное распоряжение его сына Василия даже когда тот станет великим князем.

Как бы то ни было, в ночь кончины Василия Первого в Звенигород был отправлен гонец – Акинфа Ослебятев, которому поручалось пригласить князя Юрия в Москву дабы тот присягнул племяннику. Князь Юрий собрался, и поехал… в Галич – предположив, видимо, что в Москве ему будет небезопасно. Основания для такого предположения, что ни говори, имелись – судя по известным нам картинам нравов при московском дворе в 14-16 веках. Важно, однако, что это фактически была точка невозврата – отказавшись присягать Василию, Юрий высказал в явной форме претензию на московский трон. Так началось то, что вполне достойно называться Первой Русской Смутой.

На «Полит.ру» публиковались материалы о Василии Темном, нашествиях Тамерана (1 и 2) и Тохтамыша , походах Дмитрия Донского.

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).