будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Страна
Усыскин Лев

Трудности наследования-5

Трудности наследования-5
PR20100908231329
Успенский собор в Звенигороде. Построен по заказу Юрия Дмитриевича. Фото с сайта Первого канала

См. также:

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4

После устранения Василия Косого было составлено новое "окончание" Василия Второго с Шемякой – учитывающее изменившуюся ситуацию. Дмитрий Юрьевич признавал старшинство двоюродного брата, переход к нему конфискованного удела Косого (Дмитров и Звенигород). Василий же подтверждал владение Шемякой наследством Константина Дмитриевича – Ржевой и Угличем.

Где-то до 1441 г. наше противостояние никак себя не проявляло. Годы эти сами по себе были довольно насыщенными другими событиями и трудными – на них выпала, в частности, знаменательная история с попыткой Русской церкви вступить в так называемую Флорентийскую унию с Римским Папой, а также сложные выяснения отношений Москвы с Новгородом, довольно бурные события в Литве, заметным образом повлиявшие на русские дела и, главное, весьма значительные перемены на Востоке. Улу-Мухаммед был выдавлен из Сарая к русским границам, где стал вести полностью независимую от текущих властей Орды и, поневоле, весьма агрессивную политику. В конце концов, он, как считается, основал новое государство – Казанское ханство – ставшее на сто с небольшим лет одним из основных контрагентов Москвы. Однако, перед тем, как осесть в Казани, Улу-Мухаммед попортил много крови московским князьям – а в июле 1439 г. даже осаждал Москву, успешно разграбив прилегающую округу.

Осенью 1441 г. Василий Второй по неизвестной нам причине денонсировал докончание с Шемякой 1436 г. и предпринял военный поход на Углич – Дмитрий Юрьевич лишь в последний момент сумел бежать в Бежецкий Верх, который считал своим владением, несмотря на наличие великокняжеской администрации – как наследство умершего в 1440 г. Дмитрия Красного. После он вернулся в Углич, откуда, вместе с союзником – выезжим литовским князем Александром Чарторыйским – выступил в поход на Москву. До сражения, однако, не дошло – под Троицким монастырем было достигнуто примирение и заключено новое докончание. По нему за Шемякой оставались Галич, Руза, Вышгород, Углич и Ржева. На том вроде бы все и успокоилось – но вновь не надолго.

Тем временем, обострились отношения с Улу-Мухаммедом. 1441 – 1443 годы в принципе были крайне тяжелыми в плане погодных условий как на Руси, так и к Востоку от нее – неурожаи, предельно холодные зимы, эпидемии сыпались как из рога изобилия, подталкивая, в частности, татар всевозможных юрисдикций к движению в сторону русских земель. Их приходилось отбивать с переменным успехом, причем московским князьям, в силу целого ряда раскладов, приходилось вмешиваться в отношения с татарами на землях, даже не входящих в их систему: таких, как независимая от Москвы Рязань или же вассальный Литве Белев. Зимой 1444 г. Улу-Мухаммед взял Муром, а затем вошел в Нижний Новгород, военное давление на который оказывал уже довольно продолжительное время. Это было уже серьезно во всех отношениях – вплоть до того, что нижегродско-суздальские князья могли просто перейти под казанское покровительство. Василий Второй немедленно выступил из Москвы едва ли не в "максимально широком составе": фактически, все князья московского дома участвовали в походе. Результатом этого похода стало освобождение Мурома и разгром нескольких татарских отрядов – сам же Улу-Мухаммед укрылся в Нижнем – при том, что в цитадели Нижегородского кремля сидели в осаде московские воеводы – Федор Долголдов и Юрий Драница. Затем русское войско вернулось восвояси – преследовать татар до Нижнего Василий не стал: возможно, получив сведения об обострении ситуации уже на западных рубежах его страны. Там Казимир Четвертый в союзе с тверичами напал на Можайск и новгородские владения – надо признать, что сама Москва его к этому долго провоцировала, но информация, что все, способное держать оружие, ушло на Восток, видимо, оказалась решающей.

В общем, когда весной, в ответ на сообщение о том, что сыновья Улу-Мухаммеда – Якуб и Мамутяк – двинулись на Русь, Василий Второй все-таки выступил, с ним было гораздо меньше сил, чем в зимнем походе. Многие, как например Дмитрий Шемяка, не пришли вовсе, а те, кто пришел – взяли с собой лишь часть своих дружин, отрядив прочих защищать свои владения на литовских рубежах.

6 июня русские вышли к Спасо-Ефимьеву монастырю у Суздаля, где рассчитывали дождаться шедших на соединение с ними союзников. В тот же день лагерь был поднят по тревоге, оказавшейся ложной – после чего все вернулись, разоружились и закатили пир. А уже ранним утром 7 июня, не проспавшись, вынуждены были вступить в бой с татарами, успешно форсировавшими Нерль. Бой был упорным, однако разгром великокняжеского войска оказался более чем полным – сам Василий Второй раненым попал в плен.

Это, похоже, был последний случай самостоятельного личного участия действующего главы московского государства в  полевом сражении – в смысле, самостоятельного участия вплоть до  рукопашной схватки. После него этим отметится лишь Петр Первый. И Петр же в 1711 г. чуть не стал следующим главой русского государства, попавшим во вражеский плен на поле боя…

Итак, Дмитрий Шемяка становится исполняющим обязанности главы государства на вполне законных и не вызывающих протеста основаниях: никаких иных кандидатур просто нет в наличии. Жребий этот нелегок: Москва в панике – ждут татарского нашествия. Немудрено, что через неделю после Суздальского разгрома в столице произошел очередной пожар, выжегший ее напрочь – даже татары не понадобились. Летописи сообщают о 2000 сгоревших жителей – это много больше потерь под Суздалем. На пепелище едва не начался бунт, Шемяке с трудом удалось удержать контроль и как-то подготовиться к обороне.

Татары, однако, не стали развивать успех. Царевичи-победители вернулись к Улу-Мухаммеду с пленными, а вот, что произошло дальше и, главное, почему – в полной мере не понятно. Ясно только, что вскоре после этого Мамутяк убивает в Казани отца и становится ханом, но еще прежде этого Василия Второго отпускают в Москву. Видимо, Улу-Мухаммед сначала попытался нащупать контакт с Шемякой, отправив к тому посла. Посол задержался в Москве, но хан, должно быть, решил, что его убили или арестовали в качестве демонстрации политики новых московских властей относительно Казани. Что было бы вполне логично – пленный Василий ценности для Шемяки не представлял, получение выкупа за него не светило, а суздальский разгром и нежегородское сидение требовали отмщения. В этой ситуации не было иного выхода, как отпустить Василия на Русь, взяв с него по возможности какие-то обязательства и сопроводив внушительным татарским отрядом – все это должно было послужить если не укреплению отношений , то уж во всяком случае залогом новой русской усобицы. Спорным вопросом является наличие взятых на себя Василием денежных обязательств – в летописях значатся конкретные цифры, порой космические, но отличающиеся на порядок – от 200000 руб. до 25000 руб. В первом случае это где-то 40 тонн серебра. Вообще, даже если и предположить, что Василий обязался перед ханом, довольно трудно понять, как исполнение этих обязательств могло быть гарантировано. Обычно в таких случаях либо держали пленного до выплаты выкупа, либо в качестве обеспечения отдавали те или иные города и области до окончания расчетов. Ни того, ни другого мы здесь не видели – так, что можно предположить, что если даже Василий и пообещал что-то заплатить, это обещание не воспринял всерьез ни он, ни Улу-Мухаммед.

Как бы то ни было, Василий вернулся в Москву, из которой перед тем Шемяка бежал в Углич.

Однако, и это не стало концовкой сюжета. Вскоре Василий умудрился вновь потерять власть. Практически, сразу по его возвращению в Москву Шемяка составил заговор, в котором приняла участие добрая половина тогдашней правящей верхушки. Характерно, что добиваться отстранения Василия Второго от власти собирались уже не в силу тех или иных правовых нюансов, а исключительно оправдываясь политической целесообразностью. Великий князь навел татар, всех разорил, не смог нас защитить и т.д. Нам остается только гадать, почему желающие поддержать заговор нашлись столь быстро и столь легко.

На «Полит.ру» публиковались материалы о Василии Темном, нашествиях Тамерана (1 и 2) и Тохтамыша , походах Дмитрия Донского.

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).