Отечественное законодательство настолько синтаксически и грамматически тяжеловесно, что разобраться в нем подчас сложно не только гражданам, но и юристам, полагают эксперты ВШЭ. Запутанность формулировок российских законов затрудняет их понимание и порождает недоверие к ним.
Формулировки отечественных законов с каждым годом становятся всё сложнее. Ситуация усугубляется постоянными изменениями, которые вносятся в действующее законодательство, отмечают ученые ВШЭ в книге «Сложность российских законов. Опыт синтаксического анализа».
Эксперты проанализировали 879 российских законов, действовавших с момента распада Советского Союза 26 декабря 1991 года и принятых Верховным советом РФ и всеми созывами Госдумы вплоть до декабря 2019 года. Они выяснили, что за 28 лет истории постсоветской России законодательные тексты стали более громоздкими. Среднее число слов в одном предложении увеличилось на 15 %, количество слов в статье — более чем в три раза. Тяжеловеснее стали абзацы. В итоге корпус отечественных законов расширился почти в семь раз — до 7,4 млн слов. Кроме того, с 5,4 до 3,8 % упала доля глаголов в общем количестве слов, что затрудняет восприятие законов.
«Законы в России изобилуют запутанными формулировками и написаны даже не для юристов, не говоря уже об обывателях», — отметил в разговоре с Полит.ру председатель Коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев.
«Самое структурированное и понятное в России — это уголовно-процессуальное законодательство, — добавляет эксперт. — Возможно, потому что у нас страна постсоветская, и другие отрасли права, в частности, предпринимательское, арбитражное, менее развиты».
Управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай рассказал Полит.ру, сославшись на результаты исследований коллег из Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге, что в России действительно наблюдается падение лексического разнообразия и усложнение структуры предложений в текстах правовых актов.
«Увеличивается и длина предложения, и количество слов между глаголом и существительным, которые, к тому же, зачастую связываются многочисленными оборотами — "включая", "ныне исключая", — что препятствует пониманию смысла и приводит к противоречиям. Согласно теории вероятности, чем длиннее фраза, тем более амбивалентной и многосмысленной она становится», — добавил адвокат.
По словам Юлия Тая, еще один фактор, влияющий на сложность понимания текстов российских законопроектов, — лоббизм.
«Зачастую ведомства и министерства, заинтересованные в принятии какого-либо законопроекта, совместно участвуют в его изготовлении и приходят к компромиссным формулировкам, в которых не так важен смысл, как возможность для каждого участника этого процесса трактовать их так, как выгодно, что лишает тексты правовой чистоты», — пояснил адвокат.
«У нас нет стремления к упрощению формулировок законов, в них часто повторяются одни и те же термины, много деталей, которых там быть не должно, — это желание охватить всё, без сомнения, ухудшает качество восприятия текстов», — рассказал Полит.ру руководитель проекта Закон.ру Владимир Багаев.
Один из авторов книги «Сложность российских законов. Опыт синтаксического анализа» Сергей Плаксин связывает расширение и усложнение законодательства со сменой институционального ядра экономики: вместо плановой социалистической экономики пришел более сложный рыночный уклад, что, по словам эксперта, потребовало регламентации ранее не существовавших или запрещенных видов хозяйственной деятельности, новых субъектов экономики и возникавших правоотношений между ними.
Другой соавтор книги Александр Кнутов полагает, что причина может крыться в отсутствии стандартов подготовки законов, обязывающих писать их языком, понятным не только для юристов.
Владимир Багаев уверен, что новыми стандартами дело не поправить.
«Усложнение законодательства, вероятнее всего, связано с тем, что у людей, которые пишут законы, нет необходимых навыков. Нужен коллектив, умеющий работать с текстом. Организации, которые занимаются подготовкой законов, привыкли писать бюрократическим языком, ориентированным на внутреннее взаимодействие между чиновниками, а не на передачу мысли на широкую аудиторию. Нужно образовательное усилие. Следует научить людей писать законы без бюрократизмов, так, чтобы при сохранении должного уровня содержания смысл их не терялся», — уверен эксперт.
Адвокат Игорь Ким отмечает в комментарии для Полит.ру, что разбираться с «китайской грамотой» нормативных актов, юридических заключений, процессуальных документов и прочих текстов юридической тематики периодически приходится каждому из нас. Пока же законодательные акты и судебные решения, изобилующие формализмами и формулировками, приводят обычного читателя в недоумение и нередко оставляют больше вопросов, чем ответов. А между тем ясные и четкие формулировки помогают быть законопослушным гражданином, добавляет эксперт.
«Пункт 8 ст. 339 УПК РФ гласит, что вопросы в ходе судебных заседаний должны ставиться в понятных присяжным заседателям формулировках. Главным образом это относится к нормативным актам, с которыми приходится сталкиваться постоянно. Положения Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающих запрет на совершение различных действий (противоправность деяния), нужно знать каждому человеку, чтобы не стать нарушителем закона. В подобных документах необходимо, по возможности, использовать стилистику изложения текста, понятную большинству граждан, не являющихся профессиональными юристами», — полагает Игорь Ким.
Российские законы излишне часто меняются, в поправках в действующие законы нет системности, они пишутся как письмо родителям дяди Фёдора из деревни Простоквашино, считает эксперт ВШЭ Сергей Плаксин.
Хаотичность поправок отмечает и Юлий Тай. «Каждый декабрь в России принимается порядка 150 законов. Причем, большая часть из них — это внесение изменений. Правок так много, что за ними теряется суть. Всё это не улучшает тексты российских законов», — рассказал Полит.ру адвокат.
По словам Юлия Тая, для решения этой проблемы необходима кодификация законодательства, то есть качественное его упорядочение, обеспечение его согласованности и компактности, а также расчистка нормативного массива от устаревших норм.
«Однако в России это вещь умозрительная, потому что всё делается на ходу. Машину можно починить, но для этого она должна стоять на подъемнике, а у нас всё происходит в движении. Чтобы навести хоть какой-то порядок, нужно перестать постоянно реформировать законодательство. В основные кодексы РФ, не говоря уже про обычные законы, вносится от 20 до 50 поправок в год, это чаще, чем раз в неделю», — добавляет адвокат.
В итоге перечисленные выше экспертами проблемы приводят к тому, что большинство россиян не понимают законы. По данным Фонда «Общественное мнение», 70 % опрошенных назвали свои знания законов плохими, а 49 % респондентов уверены, что человек без специального образования не способен в них разобраться.