будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ВШЭ исследования общество язык русский язык
Май 23, 2025
Страна

Трудности перевода: исследование об «официальном» русском языке

Трудности перевода: исследование об «официальном» русском языке
IMG_3184-926x696
Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. источник – Следственный комитет

Отечественное законодательство настолько синтаксически и грамматически тяжеловесно, что разобраться в  нем подчас сложно не только гражданам, но и юристам, полагают эксперты ВШЭ. Запутанность формулировок российских законов затрудняет их понимание и порождает недоверие к ним.

Трудности перевода

Формулировки отечественных законов с каждым годом становятся всё сложнее. Ситуация усугубляется постоянными изменениями, которые вносятся в действующее законодательство, отмечают ученые ВШЭ в книге «Сложность российских законов. Опыт синтаксического анализа».

Эксперты проанализировали 879 российских законов, действовавших с момента распада Советского Союза 26 декабря 1991 года и принятых Верховным советом РФ и всеми созывами Госдумы вплоть до декабря 2019 года. Они выяснили, что за 28 лет истории постсоветской России законодательные тексты стали более громоздкими. Среднее число слов в одном предложении увеличилось на 15 %, количество слов в статье — более чем в три раза. Тяжеловеснее стали абзацы. В итоге корпус отечественных законов расширился почти в семь раз — до 7,4 млн слов.  Кроме того, с 5,4 до 3,8 % упала доля глаголов в общем количестве слов, что затрудняет восприятие законов. 

«Законы в России изобилуют запутанными формулировками и написаны даже не для юристов, не говоря уже об обывателях», — отметил в разговоре с Полит.ру председатель Коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев. 

«Самое структурированное и понятное в России — это уголовно-процессуальное законодательство, — добавляет эксперт. — Возможно, потому что у нас страна постсоветская, и другие отрасли права, в частности, предпринимательское, арбитражное, менее развиты».

Управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай рассказал Полит.ру, сославшись на результаты исследований коллег из Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге, что в России действительно наблюдается падение лексического разнообразия и усложнение структуры предложений в текстах правовых актов. 

 «Увеличивается и длина предложения, и количество слов между глаголом и существительным, которые, к тому же, зачастую связываются многочисленными оборотами — "включая", "ныне исключая", — что препятствует пониманию смысла и приводит к противоречиям. Согласно теории вероятности, чем длиннее фраза, тем более амбивалентной и многосмысленной она становится», — добавил адвокат.

По словам Юлия Тая, еще один фактор, влияющий на сложность понимания текстов российских законопроектов, — лоббизм. 

«Зачастую ведомства и министерства, заинтересованные в принятии какого-либо законопроекта, совместно участвуют в его изготовлении и приходят к компромиссным формулировкам, в которых не так важен смысл, как возможность для каждого участника этого процесса трактовать их так, как выгодно, что лишает тексты правовой чистоты», — пояснил адвокат.

«У нас нет стремления к упрощению формулировок законов, в них часто повторяются одни и те же термины, много деталей, которых там быть не должно, — это желание охватить всё, без сомнения, ухудшает качество восприятия текстов», — рассказал Полит.ру руководитель проекта Закон.ру Владимир Багаев. 

Один из авторов книги «Сложность российских законов. Опыт синтаксического анализа» Сергей Плаксин связывает расширение и усложнение законодательства со сменой институционального ядра экономики: вместо плановой социалистической экономики пришел более сложный рыночный уклад, что, по словам эксперта, потребовало регламентации ранее не существовавших или запрещенных видов хозяйственной деятельности, новых субъектов экономики и возникавших правоотношений между ними. 

Другой соавтор книги Александр Кнутов полагает, что причина может крыться в отсутствии стандартов подготовки законов, обязывающих писать их языком, понятным не только для юристов. 

Владимир Багаев уверен, что новыми стандартами дело не поправить.  

«Усложнение законодательства, вероятнее всего, связано с тем, что у людей, которые пишут законы, нет необходимых навыков. Нужен коллектив, умеющий работать с текстом. Организации, которые занимаются подготовкой законов, привыкли писать бюрократическим языком, ориентированным на внутреннее взаимодействие между чиновниками, а не на передачу мысли на широкую аудиторию. Нужно образовательное усилие. Следует научить людей писать законы без бюрократизмов, так, чтобы при сохранении должного уровня содержания смысл их не терялся», — уверен эксперт. 

Законы для всех, не только для юристов

Адвокат Игорь Ким отмечает в комментарии для Полит.ру, что разбираться с «китайской грамотой» нормативных актов, юридических заключений, процессуальных документов и прочих текстов юридической тематики периодически приходится каждому из нас. Пока же законодательные акты и судебные решения, изобилующие формализмами и формулировками, приводят обычного читателя в недоумение и нередко оставляют больше вопросов, чем ответов. А между тем ясные и четкие формулировки помогают быть законопослушным гражданином, добавляет эксперт.

«Пункт 8 ст. 339 УПК РФ гласит, что вопросы в ходе судебных заседаний должны ставиться в понятных присяжным заседателям формулировках. Главным образом это относится к нормативным актам, с которыми приходится сталкиваться постоянно. Положения Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающих запрет на совершение различных действий (противоправность деяния), нужно знать каждому человеку, чтобы не стать нарушителем закона. В подобных документах необходимо, по возможности, использовать стилистику изложения текста, понятную большинству граждан, не являющихся профессиональными юристами», — полагает Игорь Ким.

Лоскутное одеяло российских законов

Российские законы излишне часто меняются, в поправках в действующие законы нет системности, они пишутся как письмо родителям дяди Фёдора из деревни Простоквашино, считает эксперт ВШЭ Сергей Плаксин. 

Хаотичность поправок отмечает и Юлий Тай. «Каждый декабрь в России принимается порядка 150 законов. Причем, большая часть из них — это внесение изменений. Правок так много, что за ними теряется суть. Всё это не улучшает тексты российских законов», — рассказал Полит.ру адвокат.

По словам Юлия Тая, для решения этой проблемы необходима кодификация законодательства, то есть качественное его упорядочение, обеспечение его согласованности и компактности, а также расчистка нормативного массива от устаревших норм. 

«Однако в России это вещь умозрительная, потому что всё делается на ходу. Машину можно починить, но для этого она должна стоять на подъемнике, а у нас всё происходит в движении. Чтобы навести хоть какой-то порядок, нужно перестать постоянно реформировать законодательство. В основные кодексы РФ, не говоря уже про обычные законы, вносится от 20 до 50 поправок в год, это чаще, чем раз в неделю», — добавляет адвокат.  

В итоге перечисленные выше экспертами проблемы приводят к тому, что большинство россиян не понимают законы. По данным Фонда «Общественное мнение», 70 % опрошенных назвали свои знания законов плохими, а 49 % респондентов уверены, что человек без специального образования не способен в них разобраться.  

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).