будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Страна
Усыскин Лев

Царь необходимый, но не достаточный

Царь необходимый, но не достаточный
alex
Фото: Сергей Львович Левицкий. из частной коллекции The Di Rocco - Wieler Collection (DRWC). Торонто. Канада

Нет свободы без злоупотреблений,
но нет и никакого блага без свободы.

Цензор А. Никитенко

1 марта (ст. ст.) 1881 года в 15 часов 35 минут на флагштоке Зимнего дворца был спущен императорский штандарт – это означало, что Александр II,  Божиею поспешествующею милостию, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны, Повелитель и Государь Иверския, Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли и Армянския области, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая, раненый утром в результате покушения, скончался.

Царь лишь месяца не дожил до своего шестидесятитрехлетия, что, тем не менее, позволило ему занять почетное третье место по продолжительности жизни среди российских монархов – пропустив за полтысячелетия вперед лишь Екатерину Великую (1729-1796) да Ивана III Великого (1440 – 1505). Да и срок правления этого императора оказался немалым – 26 лет, при том, что взошел Александр на трон уже зрелым, тридцатишестилетним человеком. В истории он остался Освободителем – царем, отменившим в России крепостное право, а также – реформатором, проведшим Великие Реформы, переформатировавшие, простите за тавтологию, всю жизнь в стране. В известном смысле эта совокупность реформ оказалась радикальнее петровских, ибо изменила сам профиль государства: сословная монархия стала просто абсолютной монархией – сословия при этом не отменялись, но появился всесословный суд, всесословная власть на местах, сословия унифицировались в плане гражданской правоспособности и т.д.

Важно, что эта перемена оказалась необратимой – при том, что отдельные решения по отдельным реформам нередко обращались вспять при наследниках Александра Освободителя и даже им самим – что, кстати говоря, роднит эту эпоху опять же с петровской: при отступлении по многим частным вопросам, абсолютно укорененным, отчужденным уже от персональной воли тех или иных "действующих лиц" оказался главный пафос тогдашних перемен, сломавших концептуальное отчуждение России от Европы…

С портретов, сделанных в последние годы жизни, Александр II глядит на нас каким-то очень усталым человеком – подавленности, испуга нет, взгляд несуетлив и спокоен – но это взгляд человека, не ждущего от будущего ничего радостного, ничего обнадеживающего, исполненный глубинного, нешуточного трагизма. И нам не так-то просто проникнуть за пелену этого взгляда, вообразить, что думал он тогда о себе и об окружающем его мире.

Боялся ли он, к примеру, за свою жизнь? Он, переживший пять покушений и не переживший шестого? Впору было стать абсолютным затворником, выходя на люди лишь в каре охраны (как делают нынешние его преемники или же, напротив, давние его предшественники – есть версия, что старинный думский чин "окольничий" произошел как раз от тех охранников московского великого князя, что составляли при его выходах живой забор.) Однако же, ничего такого не практиковалось Освободителем, и вот уже отставной учитель Александр Соловьев в Светлый вторник 2 апреля 1879 г. практически без помех гонится за лишенным охраны царем по набережной Мойки, последовательно опустошая магазин своего револьвера едва ли не с десяти шагов – и лишь после пятого выстрела террориста удалось задержать! Что это: русское упование на "авось", убежденность в неколебимости предначертанного - или же, напротив, подсознательное стремление приблизить развязку? Бог знает.

Не прояснить нам и того, что думал этот царь о свом деле. Понимал ли, проводя реформы, что их первым следствием станет ухудшение, а не улучшение текущей ситуации – и это не вопрос искусства реформатора, а родовое свойство всякой настоящей реформы. Что освобождение крестьян в первые годы лишь ухудшит их собственное положение, вызовет вспышку волнений на селе. Что первые попытки перестроить государственные финансы в соответствии с новыми модернизационными задачами вызовут едва ли не банкротство государственной финансовой системы. Что отмена винных откупов в рамках либерализации торговли алкоголем вызовет взрывной рост потребления водки населением. Что первая же война реформированной армии – русско-турецкая 1877-1878 г.г. – выявит пропасть слабых мест у русских, за которые будет заплачено огромной, не сопоставимой с реальной силой противника кровью. Что отмена предварительной цензуры первоначально приведет в ступор издателей, вынужденных теперь нести самостоятельную ответственность за содержание своих публикаций. Что суд присяжных и новые, демократические органы местного управления поразят современников своей некомпетентностью. Что пьянящий воздух свободы породит особый сорт неудачников, в головах которых вместо обычной  тяги к алкогольному делирию угнездится дикая деструктивная решимость – готовность идти до конца в своем стремлении нанести обществу смертельный удар, идти, не считаясь ни с чем и ни с кем…

Несть числа критиков, охочих объявить Великие Реформы неудачными и неправильными, – их было достаточно среди современников реформ, не меньше их и сегодня. Модно стало провозглашать причинно-следственную связь между Великими Реформами и катастрофой 1917 г. Что ж – в этом есть доля истины, примерно та же, что и в причинно-следственной связи между покупкой автомобиля в автосалоне и последовавшей несколько лет спустя аварией, разбившей машину и ее покупателя вдребезги. В самом деле, покупка машины – необходимое, но не достаточное условие для счастливого вождения. Надо еще научиться ей управлять, а также выработать определенные моральные основания своего поведения на трассе. Причем, и то, и другое, в общем, нельзя толком сделать, не приобретя перед этим автомобиль! Свобода – это великолепный, но сложный автомобиль, которым не в единый день общество научается управлять. И те, кто стоят у руля такого трансформируемого общества, должны понимать данное обстоятельство, не выводя машину с ходу на гоночную трассу, однако и не пытаясь удерживать ее всеми правдами и неправдами в гаражном боксе.

Есть и другая разновидность критики Великих Реформ – отсылающая к "слабой фундированности" заявленных тогдашней властью начинаний. Дескать, страна, ее инфраструктура, ее малограмотное население не были готовы к свалившемуся на них усложнению общественных институций, каковые следовало сперва подтянуть до должного уровня и уже затем… Беда, однако, состоит в том, что, по крайней мере, в России, практически ничего серьезного нельзя подтянуть до должного уровня загодя, самоцельно – ярчайший пример этому мы видим нынче, когда правительственные ассигнования на развитие инфраструктуры без внятного общего целеполагания приводят лишь к подстегиванию коррупции. В действительности, мы можем сделать серьезный скачок в развитии лишь в условиях поставленной сверхзадачи – то есть определенной цели, кажущейся не подкрепленной ресурсами, однако вполне осмысленной и разделяемой большей частью активной части нации. Тогда только мы что-то можем – в условиях подобного целеполагания мы, наконец, оказываемся в состоянии установить должную иерархию ресурсных затрат, наши личные цели гармонизируются, начиная работать на консолидацию общества, а то, что прежде казалось фантастически-недоступным, чудесным образом реализуется на практике – если не полностью, то уж в значительной своей части. Так было уже не раз, и Великие Реформы Александра II остаются для нас одним из ярких примеров успешной трансформации русского общества – проведенной самим этим обществом и давшей этому обществу серьезный шанс. Насколько потомки современников царя-освободителя воспользовались этим шансом – уже другой вопрос.

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).