Спустя полтора года после кризиса ЦБ и думский комитет Шохина нашли подход к банкам-банкротам - придумали, как воспрепятствовать переводу активов банкрота в другие банки. Правда, все всё уже давно сделали. Ничего, может к следующему кризису пригодится.
Комитет по кредитным организациям в минувшую среду рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект "О внесении дополнения в статью 73 федерального закона "О Центробанке". Предполагается дать ЦБ право уменьшать собственный капитал комбанков по результатам переоценки их активов и пассивов. Если после уменьшения размера собственного капитала его величина окажется меньше размера зарегистрированного уставного фонда, то ЦБ получит право понизить вторую величину до уровня первой.
Если Дума согласится с шохинским комитетом, банки и их клиенты столкнутся с серьезной проблемой. Содержанием коллизии будет резкое изменение правовых отношений в банковской сфере вследствие появления у ЦБ права самостоятельно изменять размер уставного фонда банка. Вообще-то размер уставного фонда устанавливает собрание акционеров (пайщиков) банка, ЦБ к этому процессу никакого отношения не имеет. Он только задает критерии, по которым собрание акционеров определяет, на какую лицензию они могут рассчитывать при данном размере собственного капитала (в момент создания банка уставный фонд равен собственному капиталу). Разумеется, понижение или повышение уставного фонда тоже является прерогативой собрания акционеров. Теперь же ЦБ не нужно ждать согласия владельцев банка, они в определенных случаях как бы отстраняются от управления собственным капиталом, вложенным в банк. С юридической точки зрения, это - нарушение законных прав акционеров и пайщиков банков. Именно по этой линии, скорее всего, будет выстраиваться защита банкиров, которых вряд ли обрадует новая версия закона.
Почему же ЦБ внес в Думу такое предложение? Еще до кризиса в банковской системе существовало множество банков-банкротов, которые не имели права на существование, так как убытки от деятельности почти или полностью "съели" их собственный капитал. ЦБ время от времени такие банки выискивал и отбирал у них лицензии.
После кризиса число банков-банкротов резко увеличилось, отзыв лицензий за этим ростом явно не поспевал. Банкроты продолжали свою деятельность, по статусу ничем не отличаясь от "нормальных" банков. Новых кредитов они, конечно не выдавали, зато активно переводили свои активы в дружественные банки, в результате чего кредиторы банка оставались ни с чем. И ЦБ ничего с этим не мог сделать: он не мог перейти к массовому отзыву лицензий в силу следующего казуса. Каждый банк создавался по решению собрания акционеров и после внесения ими соответствующих сумм в уставный фонд, но функционировать банк начинал только после получения лицензии от ЦБ. Поэтому отзыв лицензии вовсе не означал ликвидации банка. Если не было соответствующего решения собрания акционеров, то банк продолжал существовать.
Банки без лицензий - живые мертвецы - не желали смиряться со своей участью. Они бомбардировали судебные инстанции исками о якобы неправомерной деятельности ЦБ, под шумок переводя в то же время свои активы в другие банки. А суды подчас принимали сторону комбанков, обязывая ЦБ вернуть им лицензию. ЦБ это, разумеется, не нравилось, и после долгой череды судебных разбирательств он решил снять проблему кардинальным образом.
Ведь результатом проведенного ЦБ принудительного уменьшения уставного фонда может быть его сведение к нулю. Тогда банк окажется ликвидированным не только де-юре (отзывом лицензии), но и де-факто - обнулением уставного фонда. Юридически это означает ликвидацию прав старых владельцев банка на его имущество и на управление банком. Их акции (паи) перестают быть свидетельствами собственности. После ликвидации прав старых акционеров подавать иски в суды на такой банк станет невозможно - ни один суд не примет их к рассмотрению. Именно такой механизм, кстати, применяется при передаче банка-банкрота в ведение АРКО. Стоимость акций старых владельцев принимается равной одному рублю, что означает ликвидацию их прав на банк, и после этого за счет средств АРКО уставный фонд банка увеличивается до размеров, необходимых для его безубыточного функционирования.
Таким образом, если механизм принудительного уменьшения уставного фонда заработает, то число клиентов АРКО может сильно возрасти, и требование международных финансовых организаций об ускоренной реструктуризации банковской системы наконец-то будет выполнено.