Крупнейшие российские производители молочной продукции и сетевые продавцы подписали соглашение, которое замораживает резко взлетевшие в последнее время цены на социально значимые продукты. Среди подписавшихся компании пищевого сектора «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), «Юнимилк», «Юг Руси»; торговые сети «Метро», «Ашан», «Копейка», «Перекресток», «Мосмарт». Цены заморожены на питьевое молоко жирностью до 2,5%, кефир до 1% жирности, сметана, белый и черный хлеб, яйца, подсолнечное масло. Торговые сети обязались установить на них минимальную торговую наценку 10%. Соглашение действует до 31 января 2008 года, но в нем предусмотрена возможность продления срока замораживания. Вполне возможно, что перед президентскими выборами в марте она будет реализована.
Интересно также, что санкций за неисполнение документ не предусматривает. Он даже позволяет добровольно выйти из соглашения, написав заявление об этом за 10 дней.
По некоторым данным, власти заручились обещанием еще ряда крупных поставщиков продовольствия и торговых сетей не поднимать в предвыборный период цены на некоторые виды хлеба, молокопродуктов и растительного масла.
Борясь с инфляцией, правительство прибегло к чрезвычайным мерам административного регулирования цен, несмотря на неодобрительные комментарии экономистов и участников рынка. В Минсельхозе и в МЭРТе уверяют, что производители и продавцы согласились заморозить цены «по собственной инициативе», без давления со стороны госструктур, хотя эксперты в это не верят. «Понятно, что предприятие не может спорить с государством, и когда государство требует – должно согласиться», – говорил в интервью «Полит.ру» старший научный сотрудник Института экономики переходного периода Павел Трунин. По его мнению, административное снижение цен даст лишь краткосрочный эффект, особенно если мировые тарифы на продовольствие будут расти.
«Это – рынок, а цены на рынке не замораживаются», – говорил в среду вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.
Производители отказываются назвать размер убытков от подобного рода соглашений. «Окончательная сумма (убытков) будет подсчитана до конца недели. Думаю, мы не будем ее оглашать», – сказал представитель «Юнимилка» Павел Исаев в среду. А член правления ВБД Марина Каган сообщила журналистам, что на долю «замороженных» продуктов приходится около 5% оборота ее компании. Аналитики же оценивают потери производителей в 30%.
Компании предпочитают не жаловаться на давление властей. Марина Каган сказала, что с чиновниками «был конструктивный диалог», однако отметила, что «в ситуации рыночной это довольно странный шаг». А Исаев добавил, что «большая компания несет большие обязательства».
Однако факт такого соглашения вызывает ряд вопросов. Во-первых, с точки зрения антимонопольного законодательства оно подпадает под определение монопольного сговора – сговора о заниженных ценах. Кроме того, звучат опасения, что замораживание цен на одни продукты может привести к резкому подорожанию других. Например, сливочного масла и сыра, которые в список социально значимых продуктов не попали. Еще одним отрицательным последствием подобного соглашения, по мнению экономистов, может быть монополизация оптовой и розничной торговли за счет выдавливания малого бизнеса и передел рынка в пользу сетей. Существует и еще более тревожная версия, которая говорит, что цены были заморожены на пике роста, после которого они начали бы снижаться.
О причинах роста цен в последнее время сказано уже немало. В Федеральной антимонопольной служба (ФАС) России заявляют, что практически на всех товарных рынках, где наблюдался рост цен, выявлены нарушения антимонопольного законодательства, а именно заключение соглашений между предприятиями-производителями и предприятиями-продавцами.
Павел Трунин отмечает, что торговые наценки в России действительно очень высокие. Однако, по его словам, это из-за того, что, по сравнению с европейским рынком, концентрация ритейлеров у нас сравнительно невелика. По мере того как она будет расти, торговые наценки будут снижаться, считает эксперт.
ФАС признает, что помимо субъективной причины подорожания, есть и ряд объективных факторов: это рост цен на продовольствие на мировых рынках, а также рост внутреннего спроса, связанный с повышением заработных плат, пенсий и других денежных выплат.
Алексей Кудрин в интервью РИА «Новости» отметил, что подорожание на мировых продовольственных рынках обусловлено, во-первых, превышением спроса над предложением. Как объяснил Кудрин, это связано с быстрорастущими экономиками Юго-Восточной Азии, Индии и Китая в первую очередь, и ростом дохода населения в этих странах. «Это означает, что цена должна сделать выгодным расширение производства», – отметил Кудрин.
Вторая причина роста цен на мировых продовольственных рынках, по мнению министра, более краткосрочна и связана с неурожаем в ряде стран. Третья – более долгосрочная – это сокращение субсидий сельскому хозяйству. Субсидии в странах Европейского союза сельскому хозяйству делали неконкурентной отечественную продукцию и, наоборот, на российский рынок поступала субсидированная продукция сельского хозяйства ЕС. «В этой связи отмена субсидий – это тоже позитив для нас, хотя создает временные трудности», – считает Кудрин.