Состоялась ритуальная послевыборная (выборы прошли 11 октября) встреча президента с главой ЦИК. Встречу и так отложили более чем на две недели – вместо вторника после выборов из-за протестов оппозиции президент Дмитрий Медведев принял Владимира Чурова только сейчас. Судя по открытой части встречи жесткой критики федеральных властей (опять-таки публичной) главе Центризбиркома удалось избежать. "Наша избирательная система находится в стадии развития, она достаточно молодая", "всеобщие прямые выборы при тайном голосовании у нас проводятся всего 20 лет", - заявил Чурову президент Медведев.
По поводу изменений в избирательной системе, которые происходят "даже в странах с состоявшейся демократией", Медведев сказал, что "правила меняются, меняются технологии, мы должны быть разумными консерваторами". Касательно прошедших выборов в Мосгордуму Медведев подчеркнул, что "шероховатости, которые были выявлены, должны быть учтены в дальнейшей деятельности ЦИК
При подготовке послания Федеральному Собранию Медведев пообещал сделать «ряд предложений», которые должен учесть Центризбирком.
При всей обтекаемости формулировок, можно предположить, что представители думской оппозиции, бунтовавшие на неделе после выборов, сумели донести до президента свою позицию. Публично они, в частности, требовали и отставки Чурова с поста главы ЦИК. Впрочем, речь шла только о выявленных «шероховатостях». ЦИКу вменят в обязанность более активный контроль за выборами. «Сейчас Центризбирком не может выполнять эти функции, и когда партии апеллируют к ЦИКу, в ответ им говорят, что все их требования – это моральный террор и истерика. Причем это происходит вечером сразу после окончания региональных выборов. Подумайте, можно ли получить информацию о том, как происходил подсчет голосов где-нибудь в Астрахани? Нет, конечно. На основании этого все их требования сразу признаются моральным террором», - отмечает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Медведев отметил и еще одну вещь - «всякого рода претензии, а с ними нужно разобраться досконально, со всеми абсолютно, как в рамках тех полномочий, которые есть у Центральной избирательной комиссии, так и в рамках процедур, существующих в нашей стране, все эти споры, все эти вопросы, – на них должен быть дан ответ», поскольку партийные лидеры «подняли ряд вопросов, предъявили определенные претензии к работе ЦИК и поставили под сомнение ряд результатов выборов на отдельных избирательных участках».
Правда, Медведев послал оппозиционеров туда же, куда еще раньше их отослал Владимир Путин, - в суд. "Все эти споры должны иметь ответы в суде, иначе мы будем двигать политическую систему в неверном направлении", "судебное обжалование результатов никто не отменял", - заявил Медведев.
По сути, Медведев выразил крайнюю неудовлетворенность (какая только могла быть в публичном пространстве) деятельностью главы Центризбиркома. Демарш оппозиции и последующая едва ли не вынужденная встреча президента с лидерами думских фракций во многом произошли благодаря крайне пассивной позиции ЦИК, который устранился (как справедливо отмечал сам глава Центральной избирательной комиссии, «по закону»), от «разруливания» выборного процесса, отдав его на откуп местным избиркомам (читай – действующим региональным и муниципальным властям). "Эта формулировка означает, что надо корректировать существующие электоральные практики так, чтобы больше не втягивать президента в эти процессы, чтобы не было скандалов, чтобы парламентские партии не уходили из парламента, не хлопали дверью, не устраивали таких демаршей, а чтобы все это решалось на уровне Центризбиркома", - считает Алексей Макаркин.
Медведев был вынужден думской оппозицией перенести встречу с думскими фракциями на три дня, оппозиционеры выторговали и другие послабления в ходе последнего парламентского кризиса. "Я с вами встретился, чтобы обсудить итоги выборов в законодательные собрания, органы местного самоуправления, чтобы все это не превращалось «в похороны демократии»", - заявил Медведев партийцам во время встречи 24 октября. Системной оппозиции, требовавшей отставки главы ЦИК, пока радоваться нечему, ибо встреча Чурова с президентом состоялась. Также неосуществима и требуемая оппозицией отставка мэра Москвы Лужкова – на его защиту встали федеральные единороссы, что означает невозможность снятия Юрия Лужкова с поста в ближайшие месяцы. По некоторым данным, Лужков сохранит свой пост до 2011 года, когда истечет срок его полномочий. А там уже будут на подходе очередные думские и президентские выборы.
Но по сравнению с тем же Лужковым, позиции Чурова более уязвимы. Пусть даже локальное повторение скандала после весенних выборов будет стоить ему кресла. Кроме того, сохраняется интрига: кто из аппаратчиков персонально будет назначен ответственным за массовые «шероховатости» на региональных и местных выборах 11 октября, приведшие к демаршу думской оппозиции и «выкручиванию рук» президенту.
В запасе у главы Центризбиркома, кажется, нет ни властного ресурса, ни реальных рычагов хотя бы контроля за выборами пост-фактум. Есть только технологические ноу-хау. «Мы также всегда обсуждаем с партиями технические новинки в избирательном процессе. Хотим представить Вам очередной отчёт об этих технических новинках, причём они не требуют изменения законодательства. К 2011 году их внедрение снимет целый ряд вопросов, которые ставили партии», - заявил Чуров. Если так, как было в Москве и Астрахани этой осенью, пойдет дальше, плоды прекрасных избирательных инноваций будет пожинать совсем другой человек.