будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Страна
Левкин Андрей

ЦПТ - за Медведева!

В среду 6-го в "Александр-Хаусе" лидеры Центра политтехнологий говорили о парламентских выборах в России и на Украине. Причем, тема была сформулирована как-то так, будто это Кубок СНГ по парламентаризму и в финале встретятся Госдума и Верховная Рада. Увы, Россия – отдельно, и Украина тоже. Парное выступление произвели г-н Бунин, взявший на себя Россию, и г-н Макаркин.

В противоречии с последовательностью речей сначала осветим выступление Макаркина: он выступил, как российский политолог, говорящий об Украине. Г-н Бунин же четко разделил свой доклад на три части:

- Парламентские выборы.

- Преемник.

- Что будет потом, когда с преемником все получится.

Пункт первый. На сегодня точно известно, что в Думу пройдут 4 партии. В обличие от предыдущих парламентских выборов, в данном случае они не будет "праймеризом". Также впервые возникает ситуация с конфликтом провластных партий.

Интриги выборов:

- Получит ли ЕР абсолютное большинство?

- Кто второй?

- Попадет ли СПС?

- Каковы отношения между партиями власти?

1. Сколько получит ЕР? Больше 50 процентов или близко к большинству – от 40 до 44. То есть, как-то расплывчато. Что до СР, то они уловили несколько важных точек – "справедливость", например. За такое слово проще голосовать.

За ЕР голосует лояльный патерналистский избиратель, ориентированный на Путина, а власть ему должна что-то сверху давать. Электорат СР меньше любит власть. Раньше он вообще голосовал за коммунистов. КПРФ – обращен в советское прошлое, а ЛДПР для тех, кто хочет наплевать в душу всем подряд. Еще СПС: их могут поддержать или те, кто  поймался на социальную проблематику, или "последние остатки либералов".

Опасности для ЕР? Часть электората переходит в СР. Кроме того, ЕР возникла сверху, претендовала на роль доминантной партии. Но из истории известно, что все подобные (успешные) партии имели историческое прошлое. То есть, сначала они бились за свою доминантность. А не вот так – целевым указанием. Так что, как только СР стала огрызаться на ЕР, так ЕР и занервничала. У них полностью отсутствуют навыки партийной борьбы. Если социальный контракт власти и общества на основе нефтедолларов сохранится - то все было бы хорошо, но – мало ли. Есть еще и интрига: нам предлагают жить в осажденной крепости – Запад враг №1 и тут интрига – а ну как кто-то националистический окажется последовательнее власти в этой борьбе? Впрочем, таковых уже зачистили заблаговременно, типа "Родины".

2. Второе место у КПРФ или СР, но у СР динамика цифр лучше.

3. Что с СПС? Казалось бы, власти выгодно иметь партию либералов. С Милинкевичем говорить, держать фасон перед Западом. Но, опять же, Запад сейчас используется в другом варианте.  СПС удалось набрать почти всюду близко к 7%, вопрос в том, санкционирует ли Кремль эти 7% в ноябре. Вообще, для власти полезно иметь подручных либералов. Но они же всегда показывают, что автономны от власти. Психологически это неприятно. Вот ими и недовольны, например Сурков - не на своем поле играют, окучивают социальный электорат, не встраиваются в систему. Мало того, на социальном поле они отнимают голоса у ЕР. А тут еще и два спойлера – "Яблоко" и "Гражданская сила". Наберут по 0,5-1% и все. Так что, скорее всего, СПС не пройдет.

4. Что потом? Сначала думали, что нужна "полуторная система" – большая доминантная партия и - всякая мелочь. Это была идея Суркова, но Путин доминантную партию возглавить отказался, и все преемники тоже. Тут возникла мысль, что эта идея не для России. Потому что для любого президента доминантная партия будет конкурентом. Тут, видимо, Путин и решил – а давайте две партии. А президента избирает народ и он всегда будет поверх всего. Что отвечает российской традиции. Высшая власть - не вовлечена в политические игры. Уже стало интересно: это Бунин фрондирует или так нормально?

Итак, вместо "полуторной системы" - двухпартийная. Причем, когда делали полуторную, ЕР забрала себе столько элиты, сколько в нее влезло, а поместилась не вся. Ну а теперь вакансии появились в СР, время делать карьеры остальным. К тому же реакция ЕР на конкурентов была неконструктивной, что СР весьма помогло.

Пункт второй: преемник. Смена власти произойдет. Для Путина была проблема, как ее организовать, чтобы не превратиться в "хромую утку". Для него это была самая сложная проблема, но он ее решил, не назначив преемника и не сделав его премьер-министром. В январе-феврале все уже считали, что им станет Медведев, он даже и в Давос тогда поехал почти с президентской речью. А потом Путин поехал в Мюнхен, повез с собой Иванова и сказал такую речь, что с преемником стало двусмысленно. В результате никакой переток элит к преемнику не начался, а уж было начинался – штабы всякие, люди стали с Медведевым о чем-то договариваться.

Мало того, спикер Совфеда стал проводить операцию на тему  5-7 лет и третьего срока, "отчего у людей поехала крыша". В итоге возник баланс Медведев–Иванов, а также - не пойдет ли на третий срок и - никакой "хромой утки". Само по себе преемничество проблемы не представляет, понятно: скажет – хочет Иванова, и 30-40% проголосуют. А почему? Потому что стабильность, нацпроекты и демографические деньги.

Теперь, значит, кто вероятнее: Иванов или Медведев? С виду так, будто Иванов. Потому что сейчас конфликтов много – Эстония, польское мясо, ПРО. Вполне возможна тема "защиты крепости", а в нее Медведев не совсем не вписывается – он же комфортный такой, для социального общества. "Думаю, президент для себя решил, что "на восьмерке", может, придется намекнуть, кто именно будет". Ну, слегка шантажируя Европу возможностью Иванова. Но, с другой-то стороны: юрист-то человек по профессии спокойный и консенсусный, а разведчик – хочет всю территорию.

Так что Бунин уверен: Медведев. "Зачем Путину человек, который срывается даже на истерические нотки? … Вот возьмет и отключит телефон"…

Пункт третий: что будет потом, когда все получится? В новой системе власти Путин будет арбитром. Все дело в том, что в США в каждой партии найдется несколько тысяч возможных назначенцев, во Франции тоже – 200 постов заместить не проблема, а в России нужно время и кадры. А пока их найдешь, да расставишь – снова выборы. "Есть такое ощущение, что должна быть диархическая система, нужен соправитель – Путин им останется в первую легислатуру. Так что ему, разумеется, нужен человек, с которым можно договариваться. Но вдруг международная ситуация изменится? Тогда нужен генерал".

"Вся команда Путина – люди, которых он подобрал и расставил. Их нельзя заменить в первый год. Кем он будет? В Совет директоров Газпрома точно войдет, а какой еще пост? Сказать нельзя. Путин останется неформальным лидером, коридор возможностей преемника будет иметь узкий характер. Усилится роль премьера. Сохранится влияние других путинских людей. Проблемы есть – система невиданная. Такая диархия была только в Древнем Риме в начале I-го века. Но там в соправители брали людей, с которыми связаны гомосексуальными отношениями. А как только появился сын – система и рухнула".

Французская система также демонстрирует пример разделения полномочий: президент то, премьер - это. Но в первую легислатуру проблем не будет, очень уж узкий коридор. Людей не назначить, трудно из коридора выбраться. Но всенародно избранный президент будет пытаться расширить коридор – вот и почва для конфликтов. И это риски: как ладить-то будут? И еще – а сколько возможно существовать за счет нефтедолларов? Пока есть, все довольны,  если закончится? Впрочем, в следующий срок с этим проблемы еще не будет.

Субъективные чувства репортера: немедленно хочется возразить. Запросы населения растут по мере их удовлетворения, так что речь, в действительности, надо вести не о том, что цены на нефть могут упасть, но о том, что они не достигнут взыскуемого роста. Можно представить требования электората: "довести цену за баррель Urals до $120!" Другой первоочередной вопрос: как в случае этой диархии поведет себя телевидение? Будет интересно, однозначно.

В общем, вот такое видение будущего предъявлено. Что тут можно добавить или возразить? Комментарии могут состоять лишь в выражении мнений по факту самого мероприятия. Точнее, в мнениях по поводу манеры речи главного докладчика. Что это за язык? Вот эти намеки, аллюзии, само построение фразы. Так говорят где? Только в ЦПТ, в варианте публичных выступлений представителей ЦПТ? Или это природный язык политологов, группирующихся вокруг властного дискурса? Или это в какой-то мере язык лиц, принимающих решения? Ведь в данном случае мессидж состоял прежде всего в типе речи о данных материях, фактура-то очевидна. Понятно же: на каком языке решения обсуждаются, такими они и будут. Так в какой мере г-н Бунин фрондировал своими историями про гомосексуальные основы власти в Древнем Риме I-го века или же данная тематика является обиходной в политологической среде?

И еще. Вот Бунин все время про Медведева, Медведев типа лучше. Возражений по существу нет, но есть удивление по форме. Имелось небольшое, но квалифицированное собрание по поводу данной тематики. Тематика – важная. Историю с  тем, что ЦПТ будет осуществлять посильную поддержку Медведева, рассматривать не станем, потому что это же ЦПТ, а не ОРТ. То есть не "Первый канал". Были ли заявления Бунина мессиджем Кремлю? А почему тогда они делались тут? Ладно, с другой стороны: вот конкретная ячейка гражданского общества собралась и обсуждает. Почему бы не выйти на конкретное решение: Медведев – лучше! Тем более, что точка зрения вполне обоснована и, в общем, никого не компрометирует. Как еще кристаллизоваться электорату, как не вокруг подобных мозговых центров по выработке гражданских мнений?! А – нет. Мало того, сказали бы, что Медведев лучше – это был бы конкретный импульс Тем, Кто Примет Решение. Они же тоже не знают, как быть: может так, а может и этак?

Обсудить статью

Левкин Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).