Торговый дом ЦУМ оскандалился, разместив на своих витринах плакаты, рекламирующие детскую одежду. Рыжеволосая героиня этих постеров готовится к 1 сентября с такими словами: «Кто не в PRADA, тот ЛОХ!». На другом плакате девочка, обращаясь к игрушечным зайцу и медведю, говорит: «Вот я и в школу. Теперь меня интересуют только шмотки, а вы – два старых урода мне больше не нужны».
Среди других рекламных высказываний: «Все люди, как люди, а я в Burberry»; «Хочу быть богатым, знаменитым, ездить на Bentley, одеваться только в ЦУМ», «Папочка! Если ты меня правда любишь, купи! купи! купи! Мне туфли, платье и шляпку!» – дальше следует перечисление известных марок одежды.
Помимо того, что с чисто профессиональной точки зрения рекламщики назвали творение своих коллег из ЦУМа безвкусным и безнравственным, юристы усмотрели в этих плакатах целый ряд нарушений закона «О рекламе». В частности, согласно закону, реклама не должна «формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц». Также закон запрещает побуждать несовершеннолетних к тому, чтобы они «убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар» и «формировать комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром».
Первой на сомнительный креатив откликнулась интернет-общественность. Во вторник, 8 августа, некоторые фотографии скандальных плакатов, сопровождаемые возмущенными комментариями, появились в блогах и вызвали бурное обсуждение.
В четверг, 9 августа, ситуацией заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. В ФАС заявили, что их сотрудники собираются поехать к зданию ЦУМа, чтобы зафиксировать факт размещения рекламы, а затем передать материалы на экспертизу. Однако руководство ЦУМа, видимо, нашло способ избежать проблем с законом: в четверг наиболее провокационные слова и реплики на плакатах были закрашены. В первую очередь, было, конечно, закрашено слово «лох». Впрочем, ФАС располагает фотографиями цумовской рекламы, поэтому, если дело дойдет до суда и торговый дом решат наказать, что ему грозит штраф до пяти тысяч МРОТ, то есть до 5,5 млн рублей.
От комментариев в торговом доме отказываются и авторов рекламы не называют. Русской службе BBC в ЦУМе сказали, что что директор по рекламе, уполномоченный давать комментарии по этой ситуации, сейчас находится в отпуске.