Соглашение об упрощении визового режима между Россией и странами Шенгенской зоны может быть подписано в ближайшее время, заявил на саммите Россия-ЕС глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. По словам политика, сторонам удалось «значительно продвинуться в вопросе визового режима», однако все еще необходимо решить «технические вопросы». Как это ни прискорбно, фактически заявление главы Европейской комиссии означает, что россиянам в ближайшее время не стоит рассчитывать на безвизовые поездки в Европу.
Владимир Путин и Жозе Мануэл Баррозу. Фото: kremlin.ru
Особенно обидно то, что сейчас ничего, кроме политики, не препятствует отмене виз. Россия уже давно не нищая страна с повальной эмиграцией, какой была в начале 1990-х годов. Если россияне и решают остаться в Европе на пмж, то готовятся к этому заранее, выправляют необходимые документы и вообще ведут себя законопослушней многих аборигенов.
Исключение составляют жители некоторых национальных республик — но их и сейчас мало что останавливает, в год около 30 тысяч выходцев с Кавказа пытаются получить политическое убежище в Латвии, Литве или Польше, основная масса получает мгновенный отказ. Например, в начале мая около 30 чеченцев вышли на белорусской границе из поезда Москва — Вильнюс и попросили политического убежища. Когда они поняли, что перепутали белорусского пограничника с литовским, они быстро заняли свои места в поезде и двинулись дальше в сторону Европейского Союза — уже вечером того же дня большая часть группы была возвращена в Белоруссию и направилась в Брест, чтобы попытаться попасть в Польшу.
Визы для въезда в Шенгенскую зону не нужны не только гражданам развитых государств — американцам, канадцам или японцам. Никто не требует стоять очередь в посольствах стран ЕС у граждан, например, Венесуэлы, Уругвая, Барбадоса и Гандураса. Уж не говоря о жителях Сербии, Македонии и Албании — далеко не самых богатых стран континента.
Россия и Европейский союз уже много лет постепенно облегчают визовый режим. Россияне этого не очень замечают, потому что главный раздражитель — визы — все еще необходимо получать. Однако, например, визовый сбор для россиян составляет 35 евро, а для граждан большинства других государств — 60 евро. Петербуржцам достаточно легко получить финскую визу, а мурманчанам — норвежскую.
Долгие переговоры Москвы и Брюсселя позволили получать россиянам многолетнюю визу с правом многоразового въезда, упрощена процедура получения виз студентам, журналистам, представителям разнообразных делегаций и, конечно, дипломатам. И именно тут возникли, с одной стороны, внезапные, а с другой — очень даже ожидаемые проблемы.
Оказалось, что в России есть огромная прослойка людей, которые в теории имеют право на получение служебного паспорта. Это такая загадочная синяя книжица, которую правительство выдает тем, чье привилегированное положение необходимо как-то обозначить, но кому не положен дипломатический зеленый паспорт (то есть не дипломат, не депутат, не министр, не губернатор, не топ-менеджер госкорпорации, всего
56 наименований).
Служебным паспортам посвящен целый абзац в профильном законе о въезде и выезде из России. Служебный паспорт положен работникам диппредставительств, а также служащим за границей военным, что, в целом, логично. Но он также может выдаваться любым федеральным или региональным служащим, сотрудникам Центрального банка, а также всех госкорпораций.
В России около миллиона чиновников — учитывая центральные аппараты федеральных ведомств, их региональные подразделения, а также подотчетных региональным властям служащих. В эту цифру не включены полиция, внутренние войска и армия. Однако даже Росстату неизвестно, сколько в стране сотрудников гокорпораций.
Естественно, интересы именно этого миллиона в первую очередь отстаивал МИД, который предложил Брюсселю для начала отменить визы обладателям служебных паспортов. Европейцы были очень удивлены: получалось, что российское правительство, фактически, будет решать, кто достоин кататься в Европу без визы, а кто должен стоять в очередях и платить деньги.
Российский МИД предложил Брюсселю отменить визы только для обладателей биометрических служебных паспортов, пообещав, что их выдачу будут контролировать очень жестко и абы кому они не достанутся. Но даже такой аргумент не подействовал на Брюссель — никто, в конце концов, не пустит на Смоленскую площадь комиссара из Европы для контроля над тем, кому выдаются служебные паспорта.
Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов заявил накануне открытия саммита Россия-ЕС в Екатеринбурге, что единственным препятствием для облегчения визового режима являются разногласия, которые вызваны служебными паспортами.
Брюссель требовал от Москвы прописать в соглашении, что биометрические служебные паспорта будут выдаваться только тем, кому действительно необходимо ездить в Европу, а также настаивал на том, чтобы российский МИД не выдавал более 15 тысяч служебных паспортов. Для сравнения, в расквартированных в Москве федеральных ведомствах работают примерно 40 тысяч чиновников. После некоторого возмущения Россия вроде даже согласилась на предъявленные требования, однако, похоже, согласовать документ к началу екатеринбургского саммита так и не удалось.
Пресс-конференция по итогам саммита. Фото: kremlin.ru
В итоге европейцы, скорее всего, договорятся с российским МИДом, и российские чиновники все-таки смогут ездить в Европу без виз. Жизнь у прочих россиян также постепенно будет налаживаться: для получения шенгенских виз нужно будет собирать меньше документов, сами визы будут многократными и выдаваться на длительный срок.
Вот только неприятный осадок останется - русские люди, как известно, ценят справедливость. Безвизовый режим для чиновников при сохранении барьеров для простых граждан слишком не состыкуется с концепцией справедливости.