Первоначально акцию начали около 200 человек, по некоторым данным, среди них были дети. В последние дни голодовку держали более 30 человек. По данным на 28 июня, полученным от Новороссийского комитета по правам человека, 9 участников акции были госпитализированы.
Сейчас, когда к региону приковано повышенное внимание федеральных властей из-за наводнения, скандал оказался слишком громким, и это вызвало ожесточение властей Краснодарского края. 26 июня радиостанция "Маяк Кубани" сообщала: "Власти расценивают акцию турок-месхетинцев, по закону не являющихся гражданами России, как политический шантаж, по странному стечению обстоятельств совпавший с чрезвычайной ситуацией в крае из-за наводнения. Регистрация будет продлена лишь беженцам, принявшим решение выехать за пределы Кубани и только для того, чтобы они смогли собрать вещи. Побывавшая в начале июня в Краснодарском крае делегация Совета Федерации с целью изучения вопросов незаконной миграции на Кубань, не усмотрела в действиях краевых властей противоправных мер". А на следующий день в интервью газете "Кубанские Новости" губернатор Александр Ткачев в очередной заявил: "Я не виню простых людей - женщин, стариков, детей. Они сами жертвы обмана. Их используют в нечистоплотных политических целях. Лишний раз убеждаюсь, что лидеры турок-месхетинцев не воспринимают нашу общую беду как свою собственную. Они сами себя поставили по другую сторону и нравственности и человечности. Я не собираюсь вступать в диалог с такими людьми". "Нечистополтные политические цели", о которых говорил Ткачев, очевидно, состоят в намерении воспрепятствовать ему в проведении его пресловутой миграционной политики, состоящей в выдавливании с территории края приезжих неславянской национальности. Напомним, что в марте Кремль уже одернул краснодарского губернатора, который прямо заявлял, что пользуется полной поддержкой Москвы. Однако с тех пор центр занял неопределенную позицию, что играло на руку кубанским властям. В конце мая в Краснодаре побывал с визитом замглавы администрации президента Владислав Сурков, который провел встречи как с губернатором, так и с лидерами национальных общин края. По данным правозащитников, общение московского гостя с Александром Ткачевым было вовсе не безоблачным, однако официозная информация была сформулирована в крайне выгодном для губернатора ключе. "Замруководителя администрации президента высоко оценил деятельность администрации и Законодательного Собрания края в решении этих непростых вопросов", - сообщило тогда РИА "Новости". 5 апреля с Ткачевым встречался лично президент Путин, и снова не было высказано никакой публичной критики его действий. Ряд высоких комиссий, побывавших в крае, также не дали никакой определенной оценки происходящему.
Между тем положение турков-местетинцев становилось невыносимым - их лишили арендованной ими земли, обрекая практически на голод. Казалось, губернатор Ткачев уже близок к цели - заставить нежелательных мигрантов покинуть территорию края. Все это и подвигло турков на отчаянный протест - бессрочную голодовку, к несчастью, совпавшую с началом наводнения, масштабы которого тогда трудно было даже представить.
Кстати, высказанные губернатором обвинения приезжих в равнодушии к бедам кубанцев глубоко несправедливы. Еще и полгода не прошло с того момента, когда в январе 2002 г., ряд районов Краснодарского края также оказался в зоне затопления, и тогда турки-месхетинцы одного только Крымского района собрали и передали в фонд помощи пострадавшим 50 тыс. рублей, однако местные СМИ тогда замолчали этот факт.
Драматические события в селе Киевском послужили толчком к началу переговоров по "турецкому" вопросу на высшем уровне. Лидеры международной организации турок-месхетинцев "Ватан" в Москве провели в серию встреч с федеральными чиновниками. 27 июня состоялась встреча с заместителем министра внутренних дел, начальником Федеральной миграционной службы генерал-полковником Андреем Черненко, который заверил представителей турков-месхетинцев в том, что нарушений законодательства РФ в Краснодарском крае допущено не будет. Это касается, в частности, депортации, которой регулярно пугают мигрантов администрация и ГУВД Краснодарского края. Кроме того, по словам А.Черненко, всем туркам-месхетинцам, у которых закончилась временная регистрация в крае, ее срок будет продлен.
Кроме того, начальник ФМС МВД РФ попросил информировать его обо всех незаконных действиях властей края, пообещав, что по фактам этих обращений незамедлительно будут приниматься соответствующие меры.
На следующий день представитель "Ватана" Юсуф Сарваров присутствовал на совещании у заместителя руководителя администрации президента РФ Виктора Иванова, как известно возглавляющего Межведомственную рабочую группу по совершенствованию миграционного законодательства. Недавно на прошедшем 20-21 июня в Москве Чрезвычайном Всероссийском съезде в защиту мигрантов на вопрос "Поддерживает ли федеральная власть, в том числе президентская администрация, действия губернатора Ткачева в отношении турков-месхетинцев?" Виктор Иванов в присутствии 600 делегатов съезда однозначно ответил "Нет, не поддерживает!" В том же ключе прошло и совещание. "Если краевая прокуратура не принимает необходимых мер по восстановлению законности и исправлению краевых нормативных актов, должна активно вмешаться Генеральная прокуратура" - заявил Иванов. Кроме того, была отмечена неэффективность ранее работавших в крае комиссий, в частности, комиссии Совета Федерации, которая побывала на Кубани в начале июня. Новая комиссия, призванная разобраться в хитросплетениях местной миграционной политики начнет свою работу на Кубани сразу после того, как закончит работу комиссия, расследующая обстоятельства стихийного бедствия. В ее состав войдут представители администрации президента, ФМС МВД РФ, МИД и других ведомств.
Ситуация на Кубани привлекает особенное внимание благодаря тому, что она послужит как бы оселком, на котором проявит себя реальное содержание формирующейся сейчас новой миграционной политики центральных властей, которая вызывает столько споров и справедливых опасений. Голодающие поверили обещаниям из Москвы. Однако они по-прежнему готовы возобновить акцию протеста.