Текущий сезон стал для российской туристической индустрии самым сложным даже в сравнении с кризисным 2009 годом - на выходных стало известно, что очередной российский туроператор приостановил свою деятельность. В Российском союзе туриндустрии сложившуюся ситуацию cвязывают с политической обстановкой, а рост курсов валют и санкции ее только усугубляют.
В субботу, 2 августа, о приостановке своей деятельности заявил очередной российский туроператор. На этот раз не устояла крупная компания «Лабиринт», соответствующее сообщение было опубликовано на ее официальном сайте. В пресс-релизе описаны причины этого решения: во-первых, резкий рост курса валют отразился на покупательской способности населения; во-вторых, негативная политическая и экономическая обстановка, которая повлияла на количество бронирований, к тому же произошло смещение принципа подачи заявок: наибольшим спросом пользовались «горящие туры», которые подразумевают бронирование незадолго до вылета. В-третьих, как говорится в пресс-релизе, была запланирована обширная региональная программа, но сократить ее было невозможно, поскольку на многих региональных вылетах туроператор «Лабиринт» являлся консолидатором. Рекомендации на запрет выезда за границу для военнослужащих и сотрудников внутренних служб тоже внесли свой вклад в кризис туорператора, как и неразрешенный конфликт с авиакомпанией «Оренбургские авиалинии», эскалация которого произошла 2 августа.
Прекращение деятельности «Лабиринта» коснется почти 57 тысяч туристов, и примерно 27 тысячам из них может понадобиться срочная эвакуация, сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР). Все туристы «Лабиринта», которые сейчас находятся на отдыхе, не имеют обратных билетов. Объединение «Турпомощь» в срочном порядке занимается формированием реестра авиарейсов, которыми туристов будут вывозить обратно в Россию. 2 августа в Москву были возвращены отдыхающие из Барселоны, в воскресенье в Москву вернулись туристы «Лабиринта» из Монастира, Антальи, Ираклиона и Корфу. Некоторые рейсы должны были быть направлены не в столицу, а в другие российские города, но срочные поиски бортов и экстренная организация рейсов позволила перевезти туристов только в Москву.
В некоторых отелях от туристов «Лабиринта» требуют повторно оплатить полную сумму проживания, из других уже начали принудительно выселять клинтов проблемной компании. В частности, как сообщила в воскресенье, 3 августа, пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова, клиенты «Лабиринта» столкнулись с серьезными проблемами в Испании и Греции, где были зафиксированы случаи выселения туристов из отелей. Щеголькова также напомнила, что туристы, которым пришлось самим еще раз оплачивать проживание, должны, вернувшись в Россию, обратиться в страховую компанию со всеми документами, подтверждающими оплату.
АТОР отслеживает случаи выдвижения отелями требований повторной оплаты отдыха, а также обратные ситуации, когда отельеры идут навстречу потребителю, несмотря на проблемы туроператора. Например, сообщается, что в полной мере свои обязательства перед российскими туристами намерены исполнить собственники болгарских отелей, они не собираются портить россиянам отдых, несмотря на задолженности туроператора. Заместитель министра экономики и энергетики Болгарии Бранимир Ботев, который курирует сферу туризма, инициировал создание кризисной группы. Ей было принято решение оказать помощь 1500 клиентам «Лабиринта», которые сейчас отдыхают в Болгарии. Ботев также обратил внимание на необходимость срочного подписания специального двухстороннего документа на международном уровне, обеспечивающего страховки российских туристов в Болгарии. Российские туроператоры делают страховки туристам в России, и при банкротстве фирм их клиенты попадают «в безвыходную ситуацию».
Финансовые гарантии клиентов «Лабиринта» обеспечивает страховая компания «Восхождение», именно с ней туроператором был заключен договор. Но стоит отметить, что именно «Восхождение» занимается возмещением ущерба клиентам приостановившего деятельность оператора «Нева». «Это нам говорит о том, что вряд ли страховщик выплатит всем компенсации», - комментирует перспективу страховых возмещений глава пресс-службы Ростуризма Ирина Тюрина. Кроме того, как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на Банк России, у страховой компании «Восхождение» с 30 июля приостановлена лицензия, но она все же должна исполнять страховые обязательства перед пострадавшими клиентами «Лабиринта».
Экстренное совещание наблюдательного совета «Турпомощи», посвященное проблеме застрявших за границей клиентов «Лабиринта», запланировано на понедельник, 4 августа, в нем примут участие представители Минтранса, Росавиации, Ростуризма и ряда туроператоров.
Напомним, что 1 августа авиакомпания «Оренбургские авиалинии» приостановила сотрудничество с туроператором «Идеал Тур» из-за срыва оплаты - у туроператора сложился значительный долг за уже выполненные перевозки. Уже тогда пресс-секретарем Ростуризма Ириной Тюриной было высказано мнение, что отмена рейсов этой авиакомпании приведете к ряду банкротств туроператоров, которые сотрудничали с «Идеал Тур».Тюрина рассказала, что компания «Идеал Тур» занимается исключительно организацией перевозок, а турпродукт формируется ее партнерами. «В данный момент все эти туроператоры будут стараться экстренно пересаживать своих туристов на рейсы других авиакомпаний, доплачивая при этом из собственного кармана, что может привести их к банкротству», - объяснила пресс-секретарь. Приостановка деятельности «Лабиринтом» стала закономерным явлением, он принадлежал тому же владельцу, что и «Идеал Тур», предпринимателю Михаилу Шабанову.
Отметим, что ситуация, в которой оказался «Лабиринт», уже не первая история финансовых трудностей туроператоров за последнее время. В середине июля руководство крупной российской турфирмы «Нева» заявило о приостановке своей деятельности из-за финансовых проблем. Еще через пару недель из-за невозможности выполнения обязательств перед клиентами приостановила свою деятельность сначала компания «Роза ветров Мир», а затем и петербургский «Экспо-тур». В общей сложности от приостановки деятельности этих компаний пострадали около 20 тысяч человек, из которых 17 тысяч - клиенты «Невы».