Вчера у Игоря Иванова был трудный день. Это было хорошо видно по его хмурому виду в коротких репортажах телеканалов. Впрочем, и его украинский коллега Константин Грищенко вряд ли будет вспоминать этот день с удовольствием. Пока стороны изложили свои позиции по вопросу Тузлы и предъявили документы, которые считают относящимися к делу.
Однако скупая информация о достигнутых договоренностях позволяет предположить, что некоторые шаги по сближению позиций возможны. Во-первых, стороны договорились, что команды экспертов встретятся уже на будущей неделе. Это значит, что “процесс пошел”. Во-вторых, было заявлено, что вопрос Тузлы обеими сторонами рассматривается в комплексе с проблемой акватории Керченского пролива. Это несколько облегчает достижение той договоренности, к которой стремится Россия: Тузла остается за Украиной, но пролив становится общим. Любопытно и объяснение Грищенко, почему украинские пограничники остались на Тузле: они “должны предотвратить участие негосударственных организаций в этом вопросе”. Это тот случай, когда министру стоит поверить – нетрудно представить, что будет, если на острове обоснуются какие-нибудь добровольные защитники целостности Украины.
Кстати, по результатам опросов авторитетного украинского центра им. Разумкова желающих повоевать с Россией за Тузлу на Украине 5%. Замечательно то, что число тех, кто умудрился за это время вообще не заметить конфликта вокруг Тузлы – в пять раз больше: 26,5%. Счастливые люди! Хуже к России из-за событий в Керченском проливе стали относиться 25% жителей Украины. Между тем 23,4% считают действия России оправданными.
Только 15% опрошенных верят, что Россия хочет захватить часть украинской территории, но примерно столько же заявляет, что в случае, если конфликт приведет к вооруженным столкновениям с Россией, надо с ней быстренько объединиться. Как в том старом советском анекдоте об объявлении войны Америке… 60% заявляют, что защищать Украину в этом конфликте они не будут. Цифры эти, разумеется, вряд ли нравятся тем, кто стремится сплотить нацию в “трудную годину”.
Впрочем, это не значит, что Россия может без конца усиливать давление. До сих пор Москва неизменно стремилась решать все вопросы с Украиной на двусторонней основе – и не без оснований. Еще в 1994 году, сразу после того, как переговоры о передаче России ядерного оружия были при посредничестве США удачно завершены, Москва немедленно постаралась от посредника избавиться. Независимо от качества юридических документов и аргументов, вопрос об Азовской акватории Москва тоже явно предпочла бы решать без привлечения посредников и третейских судей.