Очередное заседание апелляционной палаты Кишинева по делу экс-министра обороны Молдавии Валерия Пасата началось с заявления адвокатов о том, что Пасат болен хроническим гепатитом и нуждается в лечении в специализированном медицинском учреждении.
Обвиненный в превышении должностных полномочий, экс-министр обороны Молдавии и советник главы РАО ЕЭС России Валерий Пасат в начале этого года был приговорен судом Центрального района Кишинева к десяти годам лишения свободы. Сейчас апелляционная палата Кишинева рассматривает жалобу адвокатов Пасата на приговор. Ожидавшиеся сегодня в Кишиневе американские свидетели Уэйн Мери и Тодд Стюард, которые в 1997 году курировали сделку по продаже молдавских МиГ-29, не приехали, а без них заседание палаты стало пустой формальностью. Письменные показания американских свидетелей также не поступили в суд, сообщил адвокат Пасата Георгий Амихалакиоае. Следующее заседание апелляционной палаты Кишинева по делу Пасата назначено на 15 мая.
В конце апреля Пасат по настоянию личного врача прекратил голодовку, которую он держал уже второй раз за 13 месяцев нахождения под стражей. Накануне из-за резкого ухудшения состояния его перевели из тюремной больницы в госпиталь МВД Молдавии. По словам Георгия Амихалакиоае, это связано с намечавшимся 2-5 мая визитом европарламентариев в республику. Как он сообщил, сейчас его подзащитного активно обследуют, а территорию вокруг медицинского учреждения обустраивают.
Уголовное преследование Валерия Пасата многие расценивают не иначе как политическую расправу. Известно, что, став советником Анатолия Чубайса в 2004 году, Пасат не прекратил заниматься политикой в Молдавии. В ходе прошедших в марте 2005 года парламентских выборов помогал главному сопернику правящей Партии коммунистов – оппозиционному блоку «Демократическая Молдова» (БДМ), который поддерживала Москва. Но на выборах победили коммунисты, а Пасат был арестован и обвинен в причастности к незаконной продаже в 1997 году (тогда Пасат был министром обороны Молдавии) молдавских истребителей МиГ-29 в США по сниженным ценам. К этому добавили и еще одно обвинение: в сомнительной сделке по продаже реактивных систем залпового огня «Ураган» и ракет к ним иностранной компании JOI Slovakia.
Слушания по делу Пасата проходили в закрытом режиме. Все свидетели дали показания в пользу обвиняемого, заявив, что при совершении сделок по продаже МиГ-29 и систем залпового огня «Ураган» никаких нарушений не было. Они отметили, что в качестве министра обороны Молдавии Пасат был лишь исполнителем этих сделок, а решения принимались на уровне руководства страны, что и подтвердили в своих свидетельских показаниях бывший президент Молдавии Петр Лучинский, бывший премьер-министр Ион Чубук, экс-спикер парламента Дмитрий Моцпан и другие высокопоставленные лица.
Последовавший в январе 2006 года приговор был встречен с осуждением не только внутри Молдавии, но и за рубежом. Свое недовольство процессом и приговором выразило посольство США в Молдавии.
Бывший официальный представитель Госдепартамента США и Пентагона Уэйн Мери назвал фикцией все обвинения против Валерия Пасата по сделке о продаже истребителей МиГ-29. По мнению Мери, истинная цель суда над Пасатом – подавить политическую оппозицию. По этой причине Мери посчитал своим гражданским долгом сообщить об имеющихся доказательствах по уголовному делу. Он рассказал, что в 1997 году некий человек с сомнительной репутацией, имеющий отношение к глобальному черному рынку вооружений, предложил молдавскому правительству купить эскадрилью новейших МиГ-29, обладающих возможностью нести ядерное оружие, от имени третьей стороны, которой впоследствии оказался Иран. США не могли допустить такую сделку. Мери в качестве официального представителя министра обороны США приехал в Молдавию и убедил министра обороны Валерия Пасата и президента Петра Лучинского, что в случае продажи самолетов государству-изгою США применят санкции против Молдавии. В итоге было решено, что США купят эти МиГи, не для военного использования, а чтобы не допустить их попадания в третьи руки. Мери отмечает, что вести переговоры с Пасатом было довольно трудно, поскольку он старался их затянуть. В итоге США заключили сделку по продаже 21 самолета с президентом Лучинским. Причем, по словам Мери, Пасат не только в этом не участвовал, но и скорее служил препятствием. Впоследствии молдавские власти обвинили Пасата в том, что он продал МиГи Вашингтону за меньшую цену, чем та, которую предлагали представители Ирана.
Уэйн Мери подготовил подробные письменные показания в защиту Пасата для приобщения к материалам дела, где содержится подробная информация о сделке по продаже самолетов, заверенной Госдепом США и Пентагоном. Но молдавские власти запретили использовать данные показания в качестве доказательств в суде.
О приговоре Пасату высказывались и правозащитники. Председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра Иван Бургуджи считает, что приговор был заказным. По его мнению, в действиях Пасата не только отсутствует состав преступления, но отсутствует и само событие, которое Уголовный кодекс Республики Молдова трактует как преступное деяние. «Валерий Пасат, будучи на тот момент министром обороны, как должностное лицо выполнял указания президентов Молдавии, которые как главнокомандующие являлись его непосредственными начальниками. Кроме того, было принято соответствующее решение правительства Молдавии, которое Пасат также был обязан выполнить», - сказал молдавский правозащитник.
«Почему же тогда на скамье подсудимых не оказались сами экс-президенты Молдавии и члены правительств республики прошлых созывов, принимавшие решения о реализации самолетов МиГ и другой боевой техники? – задается вопросом правозащитник. – Я считаю, что все это свидетельствует о том, что вынесенный Валерию Пасату приговор является незаконным, несправедливым, жестким и циничным. Скорее, это даже больше похоже на политическую расправу президента Молдавии Владимира Воронина над своим политическим оппонентом при помощи уголовно-правовой дубины».
Однако, вынеся Пасату один приговор, молдавские власти на этом не успокоились. 14 февраля 2006 года Генпрокуратура Молдавии возбудила против него уголовное дело по обвинениям в попытке организации государственного переворота и захвата власти после парламентских выборов в марте 2005 года и попытке организации убийства лидера ХДНП Юрия Рошки. Эти обвинения, по которым предусматривается наказание от 25 лет до пожизненного заключения, были официально предъявлены Валерию Пасату накануне. По словам адвоката, Пасат отказался подписывать предъявленное ему обвинение и заявил о нежелании сотрудничать со следственной бригадой. Теперь, согласно законодательству, обвинения против Пасата должны быть сформулированы в течение трех месяцев, в противном случае они должны быть сняты.
Ранее, когда только стало известно о новом уголовном деле, член правления РАО «ЕЭС России» Леонид Гозман расценил обвинения Валерия Пасата в подготовке убийства и переворота как «фарс». По мнению Гозмана, новые претензии к Валерию Пасату «фактически являются признанием молдавских властей, что прежние обвинения не выдерживают никакой критики».
«Мы ясно сказали, что наша компания обеспечит защиту Пассата, и, не рассчитывая на молдавскую юстицию, мы намерены обратиться в Европейский суд по правам человека, – заявил Леонид Гозман. – Мы видим, что многие европейские структуры относятся к этому приговору абсолютно адекватно. ПАСЕ, Европейский парламент выступают с выражением беспокойства по этому вопросу и Страсбургский суд дезавуирует прежние обвинения, предъявленные Пасату». По всей вероятности, считает Леонид Гозман, власти Молдавии осознали, что из-за «очевидно заказного характера приговора Пасату у них могут возникнуть проблемы в отношениях с Европой, в которую они так стремятся». «Понимая, что представить своего политического противника коррупционером у них не получилось, они решили представить его уголовником», – резюмировал член правления РАО «ЕЭС России».