Милиция раскрыла громкое преступление, совершенное в феврале 2004 года в Санкт-Петербурге. Установлены все подозреваемые в убийстве таджикской девочки Хуршеды Султановой. Об этом главе МВД России Рашиду Нургалиеву доложил сегодня начальник криминальной милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владислав Пиотровский.
"Установлены 12 человек, собиравшиеся в Юсуповском саду Санкт-Петербурга. Пять из них задержаны, двое находятся под подпиской о невыезде", - сказал Пиотровский. Он также сообщил, что задержанные признались в совершении преступления, а двое из них активно сотрудничают со следствием, и в ближайшее время будут задержаны все причастные к данному преступлению.
Одновременно с расследованием этого дела милиция Санкт-Петербурга собрала объемное досье на экстремистские группировки города. Владислав Пиотровский доложил Рашиду Нургалиеву, что оперативники провели объемную работу по выявлению участников молодежных экстремистских группировок в Санкт-Петербурге. Собрано досье на 1,6 тысячи человек, состоящих в экстремистских группировках, неформальных объединениях футбольных болельщиков и просто хулиганствующих молодых людей, сказал Пиотровский.
Несмотря на проделанную работу по разоблачению экстремистских группировок, правоохранительные органы отмели версию об убийстве девочки на национальной почве и настаивают на хулиганской версии. Ранее следствием также рассматривалась версия убийства девочки наркоманами.
Глава ГУВД Санкт-Петербурга отметил, что молодые люди, совершившие преступление, не имели никакого мотива. "Это чисто хулиганские действия. Группа была стихийно возникшая", - сказал начальник криминальной милиции. Пиотровский рассказал, что на подозреваемых удалось выйти при помощи внедренных в молодежную среду оперативников. Все подозреваемые - молодые люди в возрасте от 16 до 20 лет из неблагополучных семей, добавил Пиотровский.
Убийство девятилетней таджикской девочки Хуршеды Султановой было совершено в Санкт-Петербурге 9 февраля 2004 года. Группа пьяных подростков, вооруженных ножами и кастетами, напала на возвращавшуюся с катка семью таджиков. В результате нападения девочка, получившая 11 ножевых ранений, скончалась. Ее отец и его племянник получили травмы различной степени тяжести.
Преступление имело широкий общественный резонанс. Его расследование находилось под личным контролем министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, который дал указание руководству Главного управления МВД РФ по Северо-Западному федеральному округу и руководству ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области активизировать оперативно-розыскные мероприятия с возможным привлечением сотрудников других правоохранительных органов. Также были даны соответствующие поручения и руководству Службы криминальной милиции Центрального аппарата МВД РФ. Со своей стороны, сразу после убийства полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов отдал указания силовым структурам СЗФО "мобилизовать все силы и ужесточить меры для исключения возможности появления подобных возмутительных инцидентов".
Сразу после убийства Хуршеды Султановой корреспондент “Полит.ру” обратился к известным социологам, специалистам по правам нацменьшинств и политикам с провокационным вопросом “Как уничтожить скинхедов?”.
Алексей Левинсон, заведующий отделом качественных методов “Левада-Центра”: “Донести до всех, что уголовное наказание действует неотвратимо вне какой-либо связи с национальностью жертвы и преступника, с их политическими и нравственными убеждениями и общественными настроениями по этому поводу. Необходимо, чтобы и суд, и работники правоохранительных органов отвлеклись от собственных симпатий и антипатий и руководствовались строго законом”.
Геннадий Гудков, зампред Комитета по безопасности Госдумы: “Порядок необходимо навести именно среди взрослых, которые своими высказываниями подстрекают молодежь, и именно эти взрослые ответственны и за избиения кавказцев в метро, и за погромы на рынках, и за этот случай в Санкт-Петербурге”. По его мнению, необходимо также бороться с бытовым национализмом, проявляющимся и в милиции, и в бюрократических структурах.
Эдуард Лимонов, писатель, лидер НБП: “Выход из сложившейся ситуации - менять государство, менять милицию, менять МВД. Надо, чтобы они не высказывались. Тот же мэр Лужков со своей паникой по поводу регистрации. Это не спасает от терроризма. От терроризма спасают спецслужбы с развитой агентурной сетью в той же Чечне, а не проверки документов и климат недоверия к любому кавказцу”.
Владимир Мукомель, директор Центра этнополитических и региональных исследований: “В росте этнофобии и ксенофобии в России отчасти виноваты и средства массовой информации. А в принципе, у каждой позиции должно быть право на существование. К сожалению, у нас они являются маргинальным движением и скорее всего и останутся. С ним нужно бороться, но не уничтожать физически”. Наиболее эффективными методами борьбы с экстремистскими группировками, по мнению Мукомеля, могли бы стать контроль за их действиями со стороны спецслужб, а также формирование общественного мнения, толерантных установок.