будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Страна
Цыганок Анатолий

Угрозы безопасности странам СНГ

Наибольшую сложность для межгосударственных отношений СНГ в последнее время приобретают классические проблемы безопасности, к которым относятся угрозы военного характера, развязывания военных действий или террористические угрозы, или угрозы в пограничной сфере (незавершенность создания самой пограничной системы у государств Средней и Центральной Азии, наркотрафик, демаркация границ, минные поля вдоль государственных границ), и таможенной сфере (незаконная миграция, увеличение контрабанды, слабость самой таможенной системы), религиозная экспансия, замороженные конфликты, а также проблемы безопасности иного плана, иной конфигурации (проблемы смены политических элит, выбирающих других партнеров, союзников и другие векторы развития), проблемы транспортные и энергетические. Условно эти проблемы безопасности можно разделить на те, которые влияют на все пространство безопасности всех стран СНГ, и те которые соотносятся только с проблемами отдельно региона, или ряда регионов.

Общее пространство стран СНГ можно разграничить на подпространства безопасности: непосредственно Российской части СНГ; Северо-Западной части СНГ, Западной части СНГ; Кавказской части СНГ; Средне- и Центрально-Азиатской части СНГ, Сибирско-Дальневосточной части СНГ.

При этом на пространство безопасности России как мирового игрока воздействуют процессы, прорисходящие на территории Европы, Африки, Ближнего Востока, Центральной, Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки. Примером тому может служить проблема американской противоракетной обороны как элемента передового базирования средств ядерного нападения, первый район которой расположен в Северной Америке (на Аляске), второй совместный морской компонент – японо-американский – в Японском море и Корейском полуострове, третий район планируется разместить на территории Польши и Чехии, четвертый район – на территории Великобритании, а радиолокационные станции – в Норвегии и Гренландии.

На часть пространства безопасности Северо-Западной части СНГ воздействуют процессы и отношения, происходящие в странах Скандинавских странах, странах Балтии и Северо-Западной части Европы, Белоруссии и Калининградского анклава России и Северо-Западной части России, акваториях этой части Ледовитого и Атлантического океана. Среди них наибольшее влияние на состояние уровня безопасности оказывают следующие факторы. Несение боевого дежурства стратегических бомбардировщиков и атомных подводных лодок США в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике. Ухудшение отношений Совета Россия – НАТО, связанные с трансформацией группировок США в Европе и размещением радиолокационных станций НАТО и США в Норвегии, Латвии, Литве и Эстонии. «Увязывание» диверсификации энергоресурсов из стран ОПЕК с поставками из России стран Северо – восточной Европы на Рижском саммите НАТО с положениями безопасности альянса. Энергетические проблемы и споры о безопасности вновь прокладываемых нефтепроводов вне государств Балтии, Польши и Белоруссии и уровень физической безопасности для транспортировки углеводов по Северному газопроводу, прокладываемого по дну Балтийского моря. Мало похожие на добрососедские отношения между Россией и странами Балтии и связанные с этим проблемы со статусом неграждан в странах Балтии и переездами российских граждан, проживающих в Калининградском анклаве. Размещение третьего позиционного района ПРО, как элемента передового базирования американских СЯС, в Польше и радиолокационных станций ПРО на территориях Гренландии, Великобритании, Норвегии, Чехии и стран Балтии. Натянутость отношений Россия – Польша, связанная с попытками пересмотра Польшей итогов второй мировой войны, торговые конфликты, срыв переговоров о подписания Соглашения о торговле Евросоюз – Россия. Российско-норвежские споры о пересмотре статуса Шпицбергена и условий рыболовства в его зоне. Незавершенность юридического оформления военно-технических отношений России и Белоруссии и энергетические споры Россия – Белоруссия, связанные с отказом России дотировать Белоруссию как «будущего члена Союза Россия – Беларусь».

На пространство безопасности Западной части СНГ оказывабт влияние процессы, проходящие на территории Украины, Молдовы, Приднестровья, стран Центральной и Юго-Восточной Европы, акватории Средиземных и Черных морей, северной части Африки, региона Ближнего Востока. Наибольшее влияние на состояние уровня пространства безопасности оказывают параллельно идущие процессы: незавершенность операции коалиционных сил в Ираке; размещение элементов американских ПРО РЛС на территории Чехии; перемещение элементов инфраструктуры НАТО; создание военных баз США и НАТО на территорию Румынии и Болгарии; разница подходов к проведению операций «Блэксифор» на Черном море и операции «Активные усилия» в акватории Средиземного моря. Отказ стран НАТО от ратификации договора о сокращении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ). Замороженный конфликт на территории Молдавии и непризнанной республики Приднестровья, влияющий на отношения между Украиной и Россией и Молдавии с Румынией и состояние миротворческих сил в Приднестровье. Политическая нестабильность на территории Украины, сказывающаяся на перемене курса и непредсказуемости по отношению к Черноморскому флоту, арендующего часть Крымского полуострова. Непредсказуемость позиций Украины по отношению к станциям системы предупреждения о ракетном нападении России и дислоцированных в Севастополе и Мукачево и наземному комплексу НИТКА, имитирующего палубу авианесущего крейсера, для тренировок летчиков морской авиации. «Перетягивание энергетического каната» – попытки стран ГУАМ и Польши организовать прокладку трубопроводных систем в обход России. Взрывоопасная ситуация на Ближнем Востоке, распространение террористической опасности на весь регион и арабские междоусобицы.

На пространстве безопасности Кавказской части СНГ воздействуют одновременно процессы, проходящие на территориях Юга России, государств Южного Кавказа, кавказской части Турции, Ирана, Ирака, Афганистана, восточной части Черного моря, акватории Каспийского моря.

На пространстве Северо-Кавказской части СНГ сказывается итоги двух «Чеченских войн» России против сепаратистов и неопределенность, связанная с незавершенностью вывода российских баз и вооружений с территории Грузии. И наличие самой большой в России группировки войск на Северном Кавказе. На этом пространстве не решаются три из четырех в СНГ замороженных конфликта на территориях государств Южного Кавказа (Грузии и на границах Армении и Азербайджана): Грузино-Абхазский, Грузино – Южно-Осетинский и Карабахский. Отсутствие прогресса в переговорном процессе Карабахского конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ в формате 2+5, где не учитывается мнение непризнанной Нагорно-Карабахской Республики и соответственно не удается подписать мирный договор между Азербайджаном и Арменией. Не меньшее воздействие на пространство безопасности оказывают на всем Кавказе (Северном и Южном) нерешаемые проблемы больших масс армянских, абхазских, азербайджанских, грузинских, дагестанских, ингушских, русских, турок-месхетинцев, южно-осетинских и чеченских беженцев. Смена политических элит в Грузии и Азербайджане, создание в противовес России ГУАМ, осложнившая российско-грузинские и российско-азербайджанские отношения, и стремление в противовес России вступить любой ценой в НАТО тоже не уменьшают уровень безопасности.

В этом пространстве действуют в различных направлениях структуры ЕС и НАТО и ЕврАзЭс и ОДКБ ШОС, государства, имеющие различные интересы на Кавказе: США, Россия и Китай. На Кавказе сталкиваются интересы транснациональных энергетических и транспортных компаний Запада и Востока. Велико влияние проблемы между Россией, Азербайджаном и Ираном по разделу Каспия и проблемы транспортировки углеводов и «замороженность» транспортного коридора «Север- Юг» и «Запад- Восток». Сложность отношений между Турцией и Арменией по поводу отказа Турции от геноцида армянского населения в начале 20 века не способствует открытию границы и нормальному развитию отношений между соседними странами. Сказывается на пространстве безопасности стремление Турции и Ирана к лидерству на Кавказе, выразившееся в распространении своего влияния на постсоветское государства Южного Кавказа. Непрекращающаяся партизанская война в турецком Курдистане, война сопротивления в Ираке против коалиционной группировки, война шиитов против суннитов, курдов против арабов, перерастает во всеобщую войну всех против всех в Ираке, что отрицательно сказывается на безопасности региона, поскольку чтревато расползанием децентрализованного терроризма, бандитизма, бытовой вооруженной уголовщины по большей части региона. Ситуация с безопасностью региона усугубляется и войной отрядов местных пуштунов, подразделений Талибана и «Аль-Каиды», наркобаронов против группировки НАТО в южном и центральном Афганистане и усилением транзита афганских наркотиков через страны Кавказа в Россию и Европу.

Одним из наиболее сложных является подпространство безопасности, формирующееся на Азиатском фланге СНГ. На этом направлении параллельно действуют несколько мощных разновекторных факторов, где сталкиваются интересы межгосударственных структур ЕС и НАТО и ЕврАзЭс и ОДКБ ШОС, мощных государств США, России и Китая, интересы транснациональных энергетических и транспортных компаний Запада и Востока и различных религиозных конфессий и направлений. Кроме того, именно в этом пространстве продолжается вооруженное противостояние НАТО с подразделениями Талибана и «Аль –Каидой» в Афганистане, ухудшенное противостоянием афганской наркомафии против всех государственных структур региона. Только в этом пространстве на одной территории происходит одновременное размещение сил и средств, военных баз и объектов России и НАТО. Примером тому дислокация в Киргизии военных базы США и России, а в Таджикистане НАТО и ОДКБ. На пространство безопасности стран Средней и Центральной Азии оказывает влияение наркотрафик из Афганистана, и связанные с ним проблема создания пояса безопасности вокруг Афганистана.

Непосредственно вблизи азиатских стран ведется война в Ираке, и не исключено применение силы против Ирана, что также сказывается на общем состоянии пространства безопасности. И на пространство безопасности Кавказа воздействуют проблемы раздела Каспия и состояние энергетических проблем, смена элит в Туркмении, Киргизии, Казахстане и нерешаемая проблема минной опасности на границах Таджикистана и Узбекистана.

Обсудить статью

Цыганок Анатолий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).