будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Украина казаки православие русская политейя
Июнь 14, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Украинизация как беда русского православия

Украинизация как беда русского православия
avvakum
Сожжение протопопа Аввакума. Источник: Художник П. Е. Мясоедов

В истории нашей русской политейи украинский берег не всегда был родным и желанным. От времени Флорентийской унии и до Переяславской Рады украинский берег в Московском царстве виделся одновременно диким казацким краем (казак был почти что разбойник) и источником опасности для русского духа и православия. С XV до XVII вв. московские православные видели в западенцах униатов, людей нетвердых в вере и едва ли не предателей православия. Антизападный строй мысли московского православия был по сути антиукраинским, и это надо хорошо понимать.

Новгород всегда был отчасти пронемецким, Псков тоже, но Киев и Юго-Западная Русь (как тогда говорили) были не пронемецкими, а пропольскими. Митрополит Петр Могила торговался за привилегии с Папским престолом и писал проект унии, а Московские соборы начала XVII в. строго рекомендовали крестить всех «белорусцев» (выходцев с юга России), поелику православное крещение через погружение в южных землях заменили латинским «маканием» в воду. Даже казаки Хмельницкого колебались как маятник от Запада к Руси, чтобы, наконец, выбрать последнюю. Казацкая вольница была всегда нестабильной разбойничьей структурой, любой договор с которой был практически односторонним. И это понимали в Москве вплоть до XVII века, когда был, наконец, сделан поворот в сторону украинизма.

 
Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. Худ. Игорь Машков

Совершая реформу благочестия, быта и веры, Алексей Михайлович и Никон хорошо понимали, что опереться им, кроме украинцев, не на кого. Именно украинскими справщиками заменили русских с Иваном Наседкой, когда вершили скорую справу православных богослужебных книг по венецианским неточным перепечаткам. Московские, было, пытались возмущаться, но – политическая необходимость – надо было согласиться на халтуру, и их выгнали взашей. Украинцы оказались странным образом более терпимы к халтуре – можно вспомнить украинского книжника Кирилла Транквиллиона и его «Великий катехизис», наспех слепленный из смеси католических книг с православными. В Москве его правили, чинили, но хвосты все равно торчали.

Ударив по традиционному московскому православию и объявив его «расколом», царь и патриарх вынуждены были идти по пути украинизации дальше. Протопоп Аввакум из ссылки жаловался, что малороссами заменяют великороссов. Плохим было то, что первые не понимали ни поведения, ни устройства мысли последних. Принципиальность оказалась слишком неудобной. В XVIII в. Димитрий Туптало, митрополит Ростовский и даже белорусец Арсений Мацеевич совершенно не понимали, почему московские русские не хотят петь сладкозвучный партес и брить бороды. Ну, не хотят – заставим. С Мацеевичем вышло плохо, потому что он неверно понял свои привилегии, данные властью. Система съела его так же, как ранее она съела старообрядцев, против которых он сам выступал.

Малороссийский переворот неузнаваемо исказил физиономию русского православия, вытащив на первый план то, что было задним, неосновным. Сверхкомпромиссность оказалась сверхвостребована, и она же и привела к неотвратимому повороту в русском православии. Петровские администраторы прагматично посмотрели и вывели остатки московского православия за скобки. Осталось православным выбирать между Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским – двумя украинцами. Один был поклонник протестантизма, другой - католицизма.

Администраторы живут в своем мире. Они как математики пишут формулы, решают текущие задачи. Для них православие, культура – ресурс. Но если посмотреть на смысл украинского переворота в московском православии, то станет понятным, почему молчит патриарх. Украинизм стал внутренней матрицей нового православия. И вообще многое становится понятным. Православие московско-византийского уклада было политически слабым, но в нем оставались следы византийской закваски. В греческом православии этот стержень был у студитов, которые сопротивлялись воле царя, ибо «не леть», был у паламитов, которые не принимали царской унии с папой. Под турками он стесался, но остатки всплыли в московском православии с митрополитом Филиппом, вставшим против Ивана Грозного, или патриархом Гермогеном, не пошедшим за поляками.

Украинизм в русской культуре – теплый, хлебный, домашний. Он связан с компромиссом, с договором на любых условиях. Но и казацкий бунт, бесшабашность тоже связаны с ним. После раскола XVII в. старообрядцы в спорах против новообрядцев пытались поставить вопрос – а нужен ли нам берег донецкий, нужна ли украинская теплость, мягкость? Может, для нашего климата они противопоказаны? Вопрос остался без ответа, но сейчас, в связи с перестройкой всей конструкции русско-украинской идентичности, он вновь встает.

В русской православной культуре московский и украинский типы – разные и во многом противоположные пути развития, разные тактики и разные стратегии. Нужен ли Москве берег донецкий, днепровский и западно-бужский? И если нужен, то в каком виде? Может быть, именно теперь приходит время переосознать последствия украинизации московского православия и вернуться к решению вопросов основы.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).