будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Страна
Джалилов Леонид

Улыбка Будды, или МВД за пыточную тюремную систему

Сегодня в Россию прибывает докладчик ПАСЕ по вопросу об условиях содержания заключенных Мишель Юно. Нельзя сказать, что это первое посещение российских заключенных иностранцами, но еще со времен визита госпожи Рузвельт на Лубянку, произошедшего в воображении героев Солженицина (роман «В круге первом», глава «Улыбка Будды»), особых надежд эти визиты не вызывают. Согласно устойчивому стереотипу, перед иностранцами (как и перед любыми попадающими в тюрьму людьми со стороны) выстраиваются потемкинские деревни, посетители охотно верят увиденному, а тюрьмы остаются столь же непознанными и недоступными для общественного глаза v со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В любом случае важно не то, что там увидят иностранцы, а то, как этим поводом воспользуются российская общественность и законодатели, чтобы реально изменить тюремную систему. Все эти визиты и консультации, «обмены опытом» и т.п. могут и должны быть в первую очередь употреблены для продвижения закона об общественном контроле над местами принудительного содержания. А это уже действительно важно.

Цена вопроса большая v сидит у нас сейчас чуть меньше 800 000 человек. По относительному числу заключенных Россия занимает второе место в мире, всего пару лет назад уступив пальму первенства Соединенным Штатам.



Год назад на Бутырку произошло нашествие v четверо англичан, занимающихся общественным контролем тюрем Ее Величества, правозащитники и журналисты с телекамерами добились достаточно подробной экскурсии. Сначала им показали хорошо отремонтированный этаж (вот они, долгожданные деревни, подумали все), но потом провели и по обычным камерам. Англичан поразили и чудовищные условия содержания, и сам факт, что их пустили и дали снимать на камеру без заранее полученного разрешения, а чуть позже v еще и банкет с икрой.

В декабре визиты англичан продолжились, на этот раз они, в сопровождении многих российских правозащитников (вместе с ними оказался и автор этих строк), отправились осматривать мордовские колонии ЖХ-385 в поселке Явас. Там показали колонию для «пожизненников» v в более ужасном месте я не был никогда, хотя, говорят, в России она одна из лучших. Показывали все свободно: обращаться более достойно с преступниками такого рода там не считают нужным, а заключенные настолько затравлены, что все равно ничего не расскажут.

Потом отвезли в женскую колонию v она, по сравнению с увиденным ранее, показалась раем. Тюремщицы там удивительно нормальные: они местные, а так как никакого другого места работы вокруг нет, колония не становится отстойником для садистов.

На практике правозащитные организации в некоторых регионах, например в Московской и Пермской областях, уже начали контролировать исправительные учреждения, но пока это продолжает зависеть от доброй воли администрации. Закон, призванный сделать тюрьмы и колонии открытыми для общества и создать систему независимого гражданского контроля за ними, не принят до сих пор, хотя обсуждается Думой с 1998 года. С тех пор проект успел пройти три чтения в прошлой Думе, но поддержки правительства не последовало, и в 2000 году его отклонил Совет Федерации. Была создана согласительная комиссия, но успеха это не имело.

В итоге закон пришлось переписать. Нынешний вариант v весьма компромиссный. В повестку дня уже новой Думы он попал в июне, но тогда депутаты обсуждали возможность перенесения даты выборов, так что этот закон, как и все остальные «несрочные», договорились обсудить в сентябре, справедливо решив, что если общество все эти годы не контролировало тюрьмы, то и еще три месяца безропотно подождет.

Сейчас законопроект поддерживают и президент, и ГУИН. Для президента это шанс блеснуть либерализмом перед Западом, для ГУИНа v способ привлечь внимание к своим проблемам и избежать части обвинений в нарушении прав человека v иногда они бывают необоснованными и некомпетентными, и независимому наблюдателю будет легче, чем тюремщику, опровергнуть неточную информацию. Правительство отмалчивается, зато из центристских фракций поступила информация: хотя правительство возражений и замечаний не имеет, мы закон заблокируем. О причине такого, казалось бы, парадоксального заявления v фракции-то «правительственные» v можно догадаться: фактический глава «Единой России» v по совместительству министр внутренних дел. Закон же предполагает контроль не только над тюрьмами и колониями, но и над «обезьянниками», а известно, что большая часть нарушений происходит именно на уровне задержания. Это еще раз подтвердил доклад европейского комитета по пыткам: их не нашли в тюрьмах, но нашли в милиции (передача пенитенциарной системы из Министерства внутренних дел Министерству юстиции, во многом объясняющая эти различия, была, кстати, одним из требований Евросоюза). Так что, решив заблокировать закон, Борис Грызлов преследует скорее не партийные и не правительственные, а ведомственные интересы: допустить постоянный контроль общества в такую сферу, как «моя милиция», значительно менее приятно, чем самому отлавливать специально отобранных «оборотней в погонах».

Законопроект был написан правозащитником Валерием Борщевым (тогда депутатом, а ныне членом Комиссии по правам человека) с учетом английского опыта: там и тюремная система достаточно строгая (не как в Скандинавии), и добровольцы, решившие посвятить часть своего времени контролю за положением в тюрьмах, облечены достаточно высокими полномочиями (во Франции, например, общественный контроль носит индивидуальный характер v соответствующие организации могут заниматься судьбой того или иного узника, но никак не влияют на тюремную систему в целом). Для выбора в качестве основы британского опыта есть и историческая причина: контроль над местами лишения свободы в России восходит к 1819 году, когда, как раз усилиями англичан, под покровительством Александра I было создано Общество попечения о тюрьмах.

Законопроект предполагает использование методов проверок, похожих на методы главного инспектората, но силами независимых добровольцев. Поэтому сначала попытались создать индивидуальных инспекторов с широкими полномочиями на федеральном уровне, но после того, как правительство встало насмерть, пришлось заменить их на региональные комиссии. Теперь при каждом субъекте федерации планируется создание комиссии из десяти человек (что, конечно, мало, но больше не дают). Замена личностей на комиссии и федеральных на региональные v типична для российских властей, это обеспечивает большую управляемость органа, призванного вообще-то быть независимым. Примером подобной тенденции может служить и судьба комиссии по помилованию.

Председатель «Центра содействия реформе уголовного правосудия» Валерий Абрамкин считает, что главной проблемой в области общественного контроля является все же не судьба закона, а отсутствие необходимого числа добровольцев. Нужна также их подготовка: инспекторам следует как минимум знать тюремные правила, соответствующие разделы законодательства и опыт предшественников. С помощью британского посольства фонд «Социальное партнерство» создает школу общественного инспектора, где преподавать будут тюремщики (рассказывать свои правила), юристы, правозащитники и члены английских контролирующих комиссий.

Хотя между российскими тюремщиками, правозащитниками и англичанами споров было много, все сходятся в одном: необходимо, чтобы независимый наблюдатель присутствовал в тюрьме постоянно: «А то набежали к нам, как банда», v как сказал начальник мордовской колонии. В противном случае после ухода наблюдателя единственным изменением в камере будет, в лучшем случае, забытая статуя тихо улыбающегося Будды.

Джалилов Леонид
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).