будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
культура некролог ГМИИ имени Пушкина
Ноябрь 16, 2025
Страна

Умерла президент Пушкинского музея Ирина Антонова

Умерла президент Пушкинского музея Ирина Антонова
P-antonova-ia-9257-kremlin
Ирина Антонова. Источник: Пресс-служба президента России

1 декабря умерла доктор искусствоведения, директор и позже президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова. Ей было 98 лет. Пресс-служба музея сообщила, что причиной смерти стал коронавирус, который был отягощен хроническими заболеваниями — ишемической болезнью сердца, хронической сердечной недостаточностью, нарушением ритма сердца.

Ирина Антонова родилась в 1922 году в Москве. В детстве успела пожить в Германии — ее семья жила там с 1929 по 1933 годы.

«Из детства очень хорошо помню чувство одиночества. Мама работала наборщицей в типографии, ей приходилось часто работать ночами, и она вынуждена была оставлять меня одну. Помню ощущение большой комнаты, и я одна в ней. И свет, который с улицы падал в окно. Нет, мне не было страшно. Иногда я вставала с кровати и подходила к окну. Помню, как по площади шли, чеканя шаг, строгие ряды красноармейцев. Я на них смотрела в окно. Еще помню детский сон: ряды этих красноармейцев, за ними идет мама. Потом ряды уходят, и мама исчезает. Было ощущение ужаса и сильной тревоги от того, что мама уходит. Ощущение глубокого одиночества было присуще мне в ранние годы моей жизни», — рассказывала она. 

В 1940 году Антонова поступила на искусствоведческое отделение Института философии, литературы и истории (В 1941 году ИФЛИ объединили с МГУ, и она стала студенткой филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова). Закончила университет в 1945 году, тогда же пошла работать в ГМИИ им. Пушкина, при музее — аспирантура, где Антонова будет изучать искусство Италии эпохи Возрождения.  

В том же 1945 году она познакомится с Евсеем Иосифовичем Розенбергом, доктором искусствоведения. Они поженятся через пару лет и проживут вместе 64 года.

«Мы сроднились тогда, когда прошли все законы и сроки для всяких отношений, когда погасли все гормональные костры. Тогда появилось фантастическое взаимопроникновение и дружба. Абсолютное доверие, пришло такое состояние, когда мы верили друг другу как себе. Смотришь в него как в зеркало», — говорила она в одном из интервью.

Ирина Антонова возглавит музей в 1961 году, после отставки прежнего директора, Александра Замошкина. Сложно перечислить всё, что она сделала для ГМИИ Пушкина: Випперовские чтения с 1967 года (в честь бывшего научного руководителя музея, профессора Бориса Виппера, которого Антонова называла своим учителем), с 1981 года — «Декабрьские вечера», на которых выступали выдающиеся музыканты — Святослав Рихтер, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Галина Писаренко, Олег Каган, Андреас Штайер и многие другие. 

Она привезла в 1976 году выставку картин из нью-йоркского музея «Метрополитен», а через год — выставку произведений американского искусства XIX–XX веков. В 1981 году — картины Малевича, Кандинского и Филонова на выставку «Москва – Париж» и «Москва – Берлин» в 2002-м, на которой картины разных художников с одинаковым сюжетом ставили рядом. 

«Никогда не забуду реакцию Тани Назаренко, Лёвы Кербеля, увидевших рядом "Девочку с персиками" Серова и картину Ренуара со схожим сюжетом, портреты Гойя и Аргунова. Никто не допускал, что их можно сравнивать! Дима Жилинский подошел и сказал: "Ирина Александровна, не боитесь, что мы проигрываем на этом фоне?" Я ответила, что нет, не боюсь, наоборот — хочу показать два пути развития», — рассказывала Антонова об этом выставочном приеме.

Ее две глобальные цели, к которым она возвращалась и в 95 лет, будучи уже не директором, а президентом музея, — выставочный городок и создание Музея нового западного искусства.

«Нужно реализовать проект по созданию музейного городка, о котором еще в 1898 году говорил Иван Цветаев. Я реанимировала его идею. Сейчас у нас 11 зданий, а всего — 28 строений. И деньги, выделенные по распоряжению Владимира Путина, никуда не делись. Процесс идет, но медленнее, чем планировалось изначально», — рассказывала она в 2017 году.

Музей нового западного искусства был уничтожен в 1948 году по приказу Иосифа Сталина. Антонова называла это событие, наряду со «сталинскими выпадами против Шостаковича и Ахматовой», делами врачей и космополитов, тем моментом, когда у нее стали открываться глаза на советскую власть. 

«Мой муж — гораздо более умный человек, чем я, мой "второй университет", как я его называла, всегда говорил: "Ты идиотка, как ты можешь в это верить?" А я находила оправдания. Любила свою страну, верила в лучшее будущее. Война очень способствовала росту патриотического сознания, вы же понимаете. Я была довольно юна и с наслаждением ходила на демонстрации. Когда после войны вся эта черная туча нахлынула, ко мне пришло прозрение», — рассказывала она в 2013 году.

По идее Антоновой, Музей должен объединить коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова, которые сейчас разделены между ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем. Но Министерство культуры и руководство Эрмитажа были категорически против. Пока «главная цель жизни» Ирины Антоновой так и осталась невоплощенной. Высказываясь об этом в медиа, снова и снова презентуя эту идею, она всегда добавляла: «Убеждена, что справедливость восторжествует и уникальный, единственный в своем роде музей будет возрожден. У таких дел отсутствует срок давности. Это должно непременно случиться. Пусть уже и без меня».

Она любила музыку, цирк, театр, спорт и водить автомобиль. Права впервые получила в 1964 году. Водила всю жизнь машины на механике. В 2017 году, когда ей исполнялось 95 лет, она меняла водительские права: «Я автоматически взяла карточку, даже не посмотрев на дату. Потом глянула и обомлела: они выписаны до 2025 года. Никто не удосужился поинтересоваться моим возрастом, сколько мне будет через восемь лет. Я так хохотала!» 

В последние годы, отвечая на бесконечные вопросы журналистов об отношении к смерти, Ирина Александровна всегда повторяла: «Начала думать об этом только после девяноста лет. Нет, всю жизнь прожила атеисткой и к 95 так Бога и не нашла. Живу здесь и сейчас».

«Главное, что я абсолютно не думаю о ней. Несколько раз я задиристо говорила: "Я никогда не умру". Ну, это больше так, чтобы шокировать собеседника. Да, смерть неизбежна, она непременно придет. Но когда вы исчезли — вы исчезли, а пока вы живы — вы живы. Вы же не почувствуете момент перехода. Единственное, чего я опасаюсь, — это стать кривой, косой, недвижимой, парализованной и кому-то в тягость. А мне некому быть в тягость. За мной никого нет», — говорила она.

«Конечно, "духовное измерение пандемии" состоит не только в обнаружении всеобщего дистанционного эквивалента для любых человеческих занятий и чувств, а и в стремительном и системном расставании с поколением, помнящим доцифровое время, когда еще Минцифра именовалась Минкомсвязи. Выкосить за один раз почти всех, кто способен был видеть суть происходящего сквозь мишуру цифровизации, — "окончательное решение" проблемы, изящный ход!» «<…> ...сегодняшний день отмечен не только смертью Ирины Александровны Антоновой, но и концом прекрасной доцифровой эпохи», — написал литературный критик, литературовед Дмитрий Бак.

И хотя однажды Ирина Александровна сказала: «Не уверена, что правильно стала искусствоведом», — в ее действиях было нечто большее, чем любовь к искусству. Искусство — то, через что она видела мир. Что дало принципы, критерии, выстроило ее личность, дало силу и большую внутреннюю свободу. Начиная свой путь в мире, где каждую каплю искусства нужно было добывать, где случайная встреча с картиной Вермеера могла расколоть жизнь на «до» и «после», она стремилась поделиться этим ощущением в своих делах и лекциях. И это ощущение, нам, людям цифровой эпохи, очень важно не потерять.

Редакция Полит.ру приносит свои соболезнования друзьям, коллегам и родным Ирины Антоновой.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).