будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КГИ
Ноябрь 12, 2025
Страна
Сакоян Анна

«Условный Герцен остается с нами в условном Навальном»

«Условный Герцен остается с нами в условном Навальном»
yurgens
Игорь Юргенс. Источник: Фото: ves.lv

25 мая состоялось второе мероприятие в рамках совместного цикла Университета КГИ и «Полит.ру» – «КГИ: идеи и люди». Цикл продолжился встречей-диалогом с президентом Института современного развития (ИНСОР), членом Комитета гражданских инициатив Игорем Юргенсом и членом Совета глобальной повестки по России Всемирного экономического форума Павлом Демидовым на тему «Что такое быть европейцем в современной России?». 

Мы продолжили беседу с Игорем Юрьевичем Юргенсом.

Почему вообще возникает разговор о том, что Россия – не Европа, несмотря на довольно очевидную историческую, религиозную и этническую общность?

Поднимая этот вопрос, мы возвращаемся к одному из самых ярких представителей школы  евразийцев – Гумилеву. А дальше мы возвращаемся к начавшейся после Петра дискуссии между западниками и славянофилами. Этой дискуссии в ее наиболее острой форме уже, получается, 200 лет, потому что Чаадаев в своих «Философических письмах» поставил вопрос очень резко. Он там говорил, что Россия расположена между Европой и Азией и было бы гениально, если бы она выполнила роль, так сказать, интеллектуального моста. Но она эту миссию выполнить не смогла, и дальше он высказывает очень критическое отношение к тому, как николаевская Россия, по его мнению, повернулась к Европе не тем местом. И общая оценка нашей тогда, с его точки зрения, «недоцивилизованности». Это вызвало соответствующую реакцию и Пушкина и других.

И вот началась 200-лентяя дискуссия, в которой есть очень интересные повороты и аспекты. Это интересно анализировать, но если я правильно понимаю ваш вопрос, почему мы должны это делать и в чем тут смысл, с моей точки зрения, в настоящий момент он заключается в следующем. Если мы отворачиваемся от Европы, от которой не сможем отвернуться окончательно ни в смысле наших гносеологических корней, ни в плане общей цивилизации, то мы к кому поворачиваемся? И не собираемся ли мы вернуться туда же, просто через заднюю дверь? Потому что попытка сказать, что нам Европа чужда – это не только вопрос науки, культуры и образования. Это и общий вопрос технологии, денег, способа производства, инфраструктуры и инвестиций. А все мною сейчас упомянутое на том самом Востоке, который нам сейчас якобы ближе,  происходит ровно по тем же лекалам, процессам и решениям, как и на Западе. Китай в настоящий момент все равно будет предоставлять нам все то, что мы хотим, забывая о нашей демократии, политическом строе, на основании те же правил, на которых это нам предоставляет Европа. Но только пожестче и похуже качеством. Поэтому в этих вопросах есть лукавство: когда не устраивает собственное неправильное поведение, на которое закрывает глаза развивающаяся Азия, но которое нас все равно догонит. В этом смысле это интересная дискуссия.

Чуть подробнее, что значит «отворачиваться от Европы»? Помимо сокращения экономических и торговых связей и инвестиций?

Это значит свою некомпетентность, свою злобу на те стандарты, которые являются общечеловеческими и более прогрессивными, упаковать в некую национальную самость и в какое-то евразийство. А дальше начинается риторика вплоть до самых примитивных инвектив, по подобию советского «у них у самих негров вешают». Это уже надоело, об этом в той аудитории, с которой я буду общаться, даже смысла нет и говорить. Всем все абсолютно ясно. Уже прививку от этой дикой телевизионной пропаганды все получили настолько сильную, что только для самых примитивных людей это еще играет какую-то роль.

Вы упомянули о том, что нехорошо было заискивать перед США, как сейчас нехорошо заискивать перед Китаем, как подсказывает чувство собственного достоинства. Не могли бы вы пояснить, в чем оно состоит?

Чувство собственного достоинства нации заключается в том, чтобы не ложиться ни под одних, ни под других в зависимости от моментальной необходимости. То в 1991 клянчили у Америки, у Запада – дай денег, дай инвестиций, а мы будем абсолютные демократы, и этот «совок» мы растоптали. Это было абсолютно недостойно большой и сложной страны, которая в тот момент усилиями своего высшего политического руководства, просто себя доводила до состояния вассала. Это было видно, и это было неправильно.

Потом потихоньку пробуждалось и чувство собственного достоинства, и правильные в этом смысле разговоры. Например, примаковский разворот над Атлантикой был одним из тех шагов, которые приветствовали как либералы, в общем-то, так и славянофилы. И это было достойно, и никаким образом не было, ввиду югославского кризиса, враждебно. Сейчас, когда в силу понятных нам причин Запад сказал: «одну секундочку, мы не понимаем этого поведения», - разворот на 180 градусов и побежали к коммунистическому Китаю. Абсолютно так же безоглядно и неосмотрительно, как и раньше к США. Поэтому я и говорю о чувстве собственного и национального достоинства, которое проявляется не в том, чтобы бегать за дешевыми деньгами.

Какое поведение было бы достойным в противоположность этому?

Посмотрите, например, на Швецию при всех сменах власти. Посмотрите на Австралию. Не надо носиться. Найти надо свою нишу и вести себя достойно, вот и вся история.

То есть сейчас мы находимся в поиске своей ниши?

Да. Вот эти хаотические движения, эти гордость и предубеждение, эти шараханья из одной стороны в другую… Я не очень их понимаю. Притом, что определенного рода озабоченность внешнеполитического ведомства, военного ведомства, политического руководства в связи, предположим, с расширением НАТО на восток или в связи с противоракетной обороной я понять могу. Но взять и надуться на Запад «потому что»… Я считаю это перебором. Я считаю, что украинский кризис – это огромный перебор, связанный с собственными ошибками. Никто не заставлял так долго считать Януковича родным человеком, братом и так далее. Конечно, это такой разговор, который нуждается в значительной детализации, но общие черты таковы.

Сейчас эта огромная двухсотлетняя дискуссия продолжается. Условный Герцен и условный Данилевский остаются с нами в условном Навальном и условном Дугине, грубо говоря. Обсудить подробности этой 200-летней истории в пределах интервью, конечно, не удастся. 

Сакоян Анна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).