Генпрокуратура заявила, что в транспортном коллапсе на Ленинградском шоссе виноваты московская мэрия и Росавтодор - в адрес обоих внесены представления. Об этом рассказал "Интерфаксу" начальник отдела по надзору за исполнением законов о безопасности дорожного движения Генпрокуратуры Александр Русецкий. Оказалось, что, во-впервых, сам путепровод был с нарушениями закона оформлен в собственность московского правительства; во-вторых, оно долгие годы за состоянием этого моста не следило; а в-третьих, затеяв ремонт, власти не предупредили об этом автомобилистов, сообщает НТВ.
Напомним, в конце июня московские власти начали ремонт Ленинградского шоссе и ограничили движение на участке 24-го километра трассы, оставив для проезда только две полосы из шести. Из-за этого образовались многокилометровые пробки по дороге в аэропорт "Шереметьево". Только в первый день перекрытия Ленинградки "Аэрофлот" потерял 700 тысяч евро, а 1300 человек не попали на свои рейсы. Скандал разразился, когда гендиректор "Шереметьево" Михаил Василенко обвинил Лужкова в умышленном перекрытии Ленинградки. Он намекнул в своем блоге, что это может быть выгодно московским властям, которые готовятся открыть новый терминал во "Внуково". Как обычно, ситуация изменилась лишь после того, как в нее вмешался Владимир Путин. В итоге были освобождены для проезда еще две полосы, что позволило несколько снизить напряжение. При этом срок окончания ремонта был отодвинут на месяц - до 1 ноября.
Федеральная антимонопольная служба по запросу Василенко проверяла законность перекрытия Ленинградки, однако никаких нарушений не выявила, хотя и отметила, что система информирования граждан о готовящемся ремонте (в рамках нее были установлены 32 информационных щита и 21 дорожный знак) была "недостаточно проработана".
В прокуратуре с этим последним замечанием согласились, отметив, что не были установлены знаки, информирующие водителей о возможных маршрутах объезда. Кроме того, прокурорская проверка установила, что правительство Москвы еще 11 марта издало распоряжение о временном запрете движения грузового транспорта по мосту на Ленинградском шоссе. Запрет предполагалось ввести с 1 апреля, однако фактически это было сделано лишь в конце июня. В Генпрокуратуре отметили, что "до сих пор отсутствует согласованная схема организации движения" и ссылаются на международный и отечественный опыт, когда используются сборные и разборные конструкции, с помощью которых обеспечивается бесперебойное движение автомобилей на время работ.
Вдобавок, по мнению Генпрокуратуры, московские власти в 2007 году незаконно завладели участком Ленинградского шоссе и не поддерживали его в должном состоянии. Первое произошло "в нарушение законодательства о разграничении государственной собственности, предусматривающего, что федеральные автомобильные дороги общего пользования относятся исключительно к федеральной собственности". Что касается неудовлетворительного состояния дороги, то, как отмечает Генпрокуратура, столичные власти в период эксплуатации дороги не приняли достаточных мер по обеспечению ее сохранности. По словам Русецкого, трасса является аварийной с 2002 года и даже проведенный в 2007 году ремонт ситуацию не исправил. Ссылаясь на заключение ГУП "Гормост", прокурор сообщил, что износ опор и пролетов составляет до 70%.
По мнению прокуратуры, все эти нарушения стали возможны в том числе из-за бездействия чиновников Росавтодора, что "привело к неправомерному изъятию собственности Российской Федерации, не обеспечило сохранность федерального имущества и поддержание удовлетворительного технического состояния участка автомобильной дороги федерального значения".
Русецкий считает, что ответственные за транспортный коллапс чиновники должны понести дисциплинарную ответственность.