Британский журнал Times Higher Education (THE) опубликовал рейтинг вузов государств БРИКС и развивающихся стран на 2015 год. В новом рейтинге по сравнению с прошлым годом несколько изменилась методология, так что в первую сотню попали сразу семь вузов из России — наша страна оказалась на пятом месте среди развивающихся государств.
В первой публикации рейтинга вузов развивающихся государств, которая вышла в конце 2013 года, в сотню попали только Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Теперь компанию МГУ и СПбГУ составили МИФИ, Новосибирский госуниверситет, МФТИ, Уфимский авиационный технический университет и Московский государственный технический университет имени Баумана.
Составители рейтинга анализируют вузы 22 стран, в том числе России, Бразилии, Индии, Китая, Южной Африки, Турции, Тайваня, Мексики, Колумбии, Таиланда и т. д. В список попали и страны-члены Евросоюза: Чехия, Польша и Венгрия. Все эти страны относятся к развивающимся согласно классификации британской компании FTSE.
Специалисты высчитывали соотношение штатных сотрудников и студентов, количество иностранных студентов, доход от научной деятельности вуза, количество научных работ и частота их цитирования. Всего были проанализированы более десятка показателей в пяти различных направлениях работы вузов.
Резкое увеличения количества российских вузов в сотне произошло благодаря тому, что составители рейтинга несколько изменили методологию. Было снижено число необходимых для попадания в рейтинг научных публикаций за пять лет — с 200 до 100, с 30% до 20% уменьшен вес параметра «исследовательская влиятельность» вуза, одновременно была увеличена значимость параметров «инновационность» (с 2,5% до 10%) и «международная репутация» (с 7,5% до 10%).
В результате всех изменений МГУ заметно усилил свои позиции: он поднялся с 10 на 5 место. Впрочем, он остался единственным российским вузов в десятке. СПбГУ поднялся с 67 на 64 место. Выше петербургского университета оказались МИФИ Новосибирский университет (13 и 34 позиции соответственно). МФТИ занял 69 место, Уфимский авиационный технический университет 70, а МГТУ имени Баумана — 90.
Россия с семью университетами в первой сотни находится на пятом месте среди развивающихся стран. Лидирует Китай, вузы которого занимают аж 27 строчек из ста. Самое сильное учебное заведение в развивающихся странах, по мнению составителей рейтинга, также находится в Китае — это Пекинский университет. За Китаем следует Тайвань с 19 вузами (самый сильный на шестой позиции), Индия с 11 вузами (самый сильный на 25 месте) и Турция с восемью университетами (Ближневосточный технический университет занял третье место).
Вообще Турция очень хорошо смотрится в рейтинге: при сравнительно небольшом населении, страна имеет восемь значимых университетов, из которых три находятся в первой десятке рейтинга (столько же только у Китая).
При этом составители рейтинга оценили и улучшение позиций России. По словам директора Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Филипа Альтбаха, Россия имеет наибольший потенциал из всех стран БРИК за исключением Китая. Эксперт считает, что плюсы России — сильная академическая традиция и усилия, которые предпринимает правительство, в том числе присуждение статуса «национальных исследовательских университетов» лучшим вузам и поддержка небольшого количества учебных заведений для того, чтобы они улучшили свои позиции в международных рейтингах.
Редактор рейтинга Фил Бейти указывает, что именно снижение минимально допустимого количества публикаций позволило нескольким российским университетам впервые попасть в рейтинг. «Изменение методологии помогло России увеличить свое представительство в рейтинге. Благодаря снижению необходимого минимума научных публикаций три небольших, специализированных российских университета смогли впервые попасть в рейтинг», — заявил он. Впрочем, именно для учета специализированных вузов методологию и изменили: по словам Бейти, небольшие вузы стали играть большую роль, но по многим параметрам не способны конкурировать с университетами-гигантами.
Впрочем, снижением минимального количества научных публикаций можно объяснить появление новых российских университетов в рейтинге в принципе, но их высокие позиции достигаются исключительно за счет других факторов, в том числе научных исследований.
Ректор Новосибирского госуниверситета Михаил Федорук, обсуждая с русской службой BBC хорошую позицию, которую занял его вуз, сказал, что считает причиной успеха тесную интеграцию с институтами сибирского отделения Академии наук.
«Собственно университет там имеет 85 базовых кафедр в 26 институтах, и, конечно, мы создали за этот год очень много совместных лабораторий с институтами. И благодаря этому мы, по-моему, в шесть раз увеличили цитируемость своих статей, и, конечно, это не могло не сказаться на рейтинге. Например, упоминание университета есть в статье про открытие бозона Хиггса, и это дает очень большое цитирование», — объясняет Федорук.
Успех российских вузов устраивает далеко не всех. Правительство, которое запустило программу «5 в 100» сейчас финансирует 14 университетов для того, чтобы к 2020 году по крайней мере 5 из них оказались в первой сотне одного из трех мировых образовательных рейтингов. Рейтинг вузов развивающихся стран никем в расчет не берется.
В пятницу «Коммерсантъ» со ссылкой на одного из ректоров попавшего в рейтинг вузов написал, что ректорское сообщество будет просить правительство в свете изменившихся обстоятельств изменить правила программы «5 в 100» таким образом, чтобы учитывалось положение вузов в рейтинге стран БРИКС и развивающихся государств. Впрочем, источник в аппарате правительства отверг саму идею изменения целей программы «5 в 100», для государства имеют значение только основной рейтинг журнала Times Higher Education, китайский рейтинг, который составляется университетом Цзяотун и рейтинг Quacquarelli Symonds.
Пробиться в «основные» рейтинги намного сложнее. Так, в последнем рейтинге Times Higher Education МГУ занимает 196 позицию, а Новосибирский госуниверситет вовсе находится в четвертой сотне. Больше российских вузов в рейтинге 2014-2015 гг не оказалось.