Банкир Алексей Френкель, обвиненный в организации убийства первого зампреда Центробанка Андрея Козлова, заявляет, что чиновники Центробанка выводят миллиарды долларов за рубеж, и критикует политику ЦБ при отзыве банковских лицензий. Обо всем этом говорится в письме, которое опубликовала на своем сайте газета «Коммерсантъ». Как утверждают отец Френкеля Ефим и адвокат Игорь Трунов, банкир написал это письмо за месяц до своего задержания, но дал разрешение придать гласности только сейчас.
Игорь Трунов подтвердил радиостанции «Эхо Москвы», что его подзащитный действительно намеревался выступить в СМИ со специальным обращением. Как пояснил адвокат, до последнего времени шло рассмотрение дела в Арбитражном суде, в котором Алексей Френкель оспаривал отзыв лицензии у подконтрольного ему «ВИП-банка», поэтому он не выступал с этим открытым письмом в прессе.
Френкель пишет, что отмывания денег в России не существует, поскольку присутствующая на Западе необходимость легализации доходов в России отсутствует: это не препятствует их вложению или трате. Банки же реализуют противоположную схему, обналичивания: легальные средства переводятся в «черные» путем обналичивания денег со счетов или их отправки наличными за границу. Френкель утверждает, что выбор банков для включения в систему страхования произволен и зависит не от качества отчетности банка, а от симпатий чиновников ЦБ. В заключительной части письма Френкель приходит к выводу, что ЦБ «регулирует очень прибыльный рынок обналички», шантажируя банки, находящиеся под угрозой скорого закрытия: им предлагается провести ряд нелегальных операций в обмен на отсрочку закрытия на несколько месяцев. В случае отказа банк закрывают.
Обозреватели говорят, что в письме нет обвинений как таковых и это скорее аналитическая записка. А в Генпрокуратуре считают, что заявления Френкеля – это просто способ защиты.
В среду, 17 января, Алексею Френкелю предъявили обвинение в организации убийства Андрея Козлова.
35-летний Алексей Френкель – крупный акционер нескольких банков, включая «Содбизнесбанк» и ВИП-Банк, которых ЦБ лишил лицензии за отмывание денег. ВИП-Банк, в котором Френкель был председателем правления, лишился лицензии 16 июня 2006 года. Френкель при этом безуспешно пытался оспаривать решение ЦБ через суд. Френкель, уже будучи задержанным, говорил, что его задержание связано с иском ВИП-банка к ЦБ и с тем, что 15 января Арбитражный апелляционный суд должен был поставить точку в вопросе отзыва лицензии ВИП-Банка.
По версии следствия, Алексей Френкель задумал устранить Андрея Козлова, который отвечал за отзыв лицензий у банков, причастных к отмыванию денег, летом прошлого года. Именно тогда возглавляемый Френкелем ВИП-банк был лишен лицензии за отмывание денег. Как считают следователи, за помощью в осуществлении преступного замысла Френкель к своей знакомой Лиане Аскеровой, которая, в свою очередь, обратилась к своему приятелю – 50-летнему уроженцу Днепропетровска бизнесмену Борису Шафраю. Шафрай полетел на Украину, где попросил о помощи своего друга – криминального авторитета из Луганска Богдана Погоржевского. Тот же передал заказ своему знакомому, ранее судимому Алексею Половинкину, а тот привлек Максима Прогляду и Александра Белокопытова. Эти трое в конце концов и застрелили Андрея Козлова 13 сентября. Убийство, по общему мнению, было совершено крайне непрофессионально. Впоследствии, уже пойманные, исполнители признавались, что сами не знали, кого убили. В декабре были задержаны Погоржевский и Шафрай. Затем, уже в январе 2007 года, – Аскерова и Френкель.
Между тем многие наблюдатели недоумевают, как известный в своей среде банкир, выпускник экономического факультета МГУ, решился пойти на организацию убийства, тем более что устранение Козлова не могло решить проблем ВИП-банка. Известно, что Френкель пытался оспаривать решение ЦБ об отзыве лицензии через суд. Примечательно, что 15 января, в день, когда суд санкционировал арест Френкеля, в арбитраже должно было состояться очередное заседание по вопросу об отзыве лицензии.
Френкель говорит, что он невиновен. Адвокат Игорь Трунов заявил, что все обвинение строится на показаниях лишь одного человека – Лианы Аскеровой и что Аскерова оговорила Френкеля под давлением следователей. Генпрокуратура сочла это заявление разглашением тайны следствия и заявила, что будет добиваться лишения Трунова статуса адвоката.