будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
интернет Совбез РФ
Июль 15, 2025
Страна
Быков Антон

В кольце киберугроз

В кольце киберугроз
интернет
Ограничение доступа к интернет-ресурсам

Совет безопасности РФ опубликовал обновленный проект «Доктрины информационной безопасности России». Согласно его тексту, основные угрозы в информационном пространстве исходят от «ведущих зарубежных государств», религиозных, этнических и правозащитных организаций, а также террористических и экстремистских сообществ. Авторы документа признают, что, информационные технологии сегодня являются неотъемлемым фактором экономического роста, но, в то же время, отставание России в этой сфере якобы ставит ее в зависимость от «экспортной политики зарубежных стран, проводимой ими в целях реализации своих геополитических интересов».

Информационные технологии играют важную роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов России, а их эффективное использование является фактором ускорения экономического развития и формирования информационного общества, говорится в тексте проекта. Однако учитывая отставание России от «ведущих зарубежных государств» в развитии информационных технологий, отечественная экономика и промышленность остается зависимой от зарубежных технологий, среди которых выделяются программное обеспечение, вычислительная техника, средства связи и электронная компонентная база.

Такая диспозиция, по мнению авторов проекта доктрины, обуславливает зависимость социально-экономического развития России от экспортной политики зарубежных стран, которые якобы через нее реализуют свои геополитические интересы. В результате «отдельные государства» намеренно используют свое технологическое производство для доминирования в информационном пространстве, под угрозой оказывается критическая информационная структура страны, утверждается в тексте.

Более того, в документе прямо говорится, что иностранные государства и негосударственные образования наращивают масштабы использования технологий в военно-политических целях, в первую очередь для подрыва суверенитета и политической независимости государств. В документе заявляется, будто иностранные спецслужбы используют «информационно-психологическое» воздействие на другие государства, чтобы «дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в различных регионах мира».

 

Великий русский файрвол

В эту деятельность, по заявлению авторов, вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и общественные организации, а также отдельные группы граждан. В зарубежных СМИ, растет число материалов, содержащих, по мнению авторов текста, необъективную и предвзятую оценку внешней и внутренней политики России.

Авторы текста постулируют наращивание информационного воздействия на россиян, в первую очередь на молодежь. В качестве цели этого воздействия они представляют размывание культурных и духовных ценностей, подрыв нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций. По сравнению с предыдущим вариантом проекта доктрины, в новой версии гораздо больше внимания уделяется угрозам со стороны «террористических и экстремистских организаций», которые используют механизмы информационного воздействия на общественное сознание для пропаганды своей идеологии, разжигании вражды и привлечения новых сторонников.

Национальные интересы России в информационной сфере, согласно документу, заключаются в «соблюдении конституционных прав и свобод человека», обеспечении бесперебойного функционирования информационной структуры, доведении до международной общественности достоверной информации о государственной политике, «развитии отрасли информационных технологий», содействию формированию «международного правового режима», способствующего обеспечению «суверенитета РФ в информационном пространстве».

Авторы документа уточняют, что руководствуясь национальными интересами важно учитывать «соблюдение баланса между потребностью в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации в целях обеспечения национальной безопасности». В остальном, согласно тексту, государство берет на себя обязательство защищать информационную безопасность страны, учитывая «конституционное право граждан на свободные поиск, получение, передачу, производство и распространение информации».

 

Интернет по китайской модели

Проект резервной копии инфраструктуры появился после заседания Совбеза в 2014 году на фоне ухудшения отношений с западными странами, в связи с присоединением Крыма к России и началом боевых действий на востоке Украины. Под предлогом необходимости обеспечения бесперебойной работы интернета в случае внешних угроз началась разработка «дублирующих элементов» глобальной сети. Правительство совместно со спецслужбами и силовыми ведомствами проводило учения, которые должны были продемонстрировать дееспособность рунета при отключении от международного интернета.Консультант ПИР-Центра Олег Демидов в разговоре с «Коммерсантом» отметил, что в новом проекте доктрины акцент смещен на противодействие информационно-психологическим угрозам. «Это реакция на события на Украине. Другой интересный момент — упоминание критической информационной структуры. Закон о ее защите не могут принять, а в тексте такая необходимость упоминается несколько раз», — заметил Демидов.

По словам Демидова, опыт киберучений прослеживается в новом проекте доктрины. «Добавлено понятие устойчивого бесперебойного функционирования информационной структуры. Здесь имеется в виду российский сегмент интернета», — добавил он.

С 2014 года появилось несколько версий законопроекта под условным названием «Об автономной системе интернет». Независимые эксперты полагают, что нормы, устанавливаемые документом, позволят создать в российском сегменте интернета что-то похожее на китайский «файерволл». Основная версия, по данным РБК, может быть опубликована этим летом, а уже до конца года законопроект, вероятно, будет принят.

Быков Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).