В Москве совершено покушение на известного криминального авторитета Вячеслава Кирилловича Иванькова, известного под кличкой Япончик.
В Иванькова стреляли примерно во вторник вечером, около 19:30 мск., когда он вышел из ресторана на Хорошевском шоссе, дом 25. С тремя огнестрельными ранениями в живот он был доставлен в одну из московских больниц, которую милиция тут же взяла под охрану. Врачи провели срочную операцию, состояние авторитета остается крайне тяжелым.
Как сообщается, стреляли из двух снайперских винтовок. Однако нашли только одну – в автомобиле «Газель» с подмосковными номерами, припаркованном через дорогу, лежала брошенная стрелком снайперская винтовка Дегтярева (СВД). В кузове «Газели» было проделано специальное отверстие для ствола. Автомобиль числится в угоне.
Следственное управление Следственного комитета РФ по Москве завел уголовное дело по статьям «покушение на убийство» и «незаконный оборот оружия».
Последние годы Иваньков проживал за границей и выполнял роль «третейского судьи» в разных конфликтах. Как рассказали агентству «Интерфакс» в правоохранительных органах, причиной покушения на Вячеслава Иванькова мог стать конфликт между двумя воровскими кланами – Деда Хасана (Аслан Усоян) и Тариэла Ониани. Иваньков, проживающий в основном за рубежом, прибыл в Москву для участия в решении конфликта между этими кланами. В конфликте, длящемся уже более двух лет, Иваньков поддержал Деда Хасана, что, по мнению сыщиков, и привело к покушению на него.
Кроме того, согласно тем же источником, характер ранений показывает, что стрелявший в Иванькова не был профессионалом, поскольку киллеры обычно стараются целиться в область грудной клетки, чтобы поразить сердце.
Как рассказывает издание «Газета», серьезный раскол в воровском мире наметился несколько лет назад. Представители кутаисского клана во главе с «законниками» Тариэлом Ониани и Мера бом Джангвеладзе (Мераб Сухумский) попытались потеснить позиции клана «тбилиссцев», которыми руководит один из старейших в России воров в законе Аслан Усоян по кличке Дед Хасан. Кутаиссцы намеревались выдавить оппонентов с насиженных мест и взять под контроль находившиеся в их сфере влияния коммерческие структуры. На открытую войну «законники» все-таки не решились. Хотя неоднократно проводились альтернативные сходки, на которых представители противоборствующих кланов заочно лишали друг друга воровских званий, обвиняя во всевозможных прегрешениях.
69-летний Япончик является одной из самых легендарных фигур не только российского, но еще и советского преступного мира. В милиции его считают одним из отцов-основателей отечественного рэкета, западные спецслужбы называли его крестным отцом всей «русской мафии». К началу 90-х Иваньков «перерос» масштаб исключительно криминального авторитета и стал считаться «уважаемым человеком» в среде ряда общественных деятелей и представителей бизнеса.
В 1981 году Иванькова осудили на 14 лет тюрьмы за разбой, но освободили условно-досрочно в 1991-м по ходатайству ряда известных актеров и артистов эстрады. В 1993 году он объявился в Нью-Йорке, где занимался лоббированием интересов своих русских друзей.
С 1995 года Иваньков отбывал срок в американской тюрьме – за организацию фиктивного брака с целью легализации в стране, а также за вымогательство 3,5 миллиона долларов у двух российских эмигрантов – Александра Волкова и Владимира Волошина, имевших деловые связи с печально известным банком «Чара», где пропали сбережения многих российских граждан. В американской тюрьме он писал стихи, сказки для детей и автобиографическую книгу под названием «Против ветра». В июне 2004 года, после неоднократного продления срока за плохое поведение, Иваньков был освобожден, а затем американские иммиграционные власти по запросу Генпркуратуры РФ экстрадировали его в Россию, где его ждал суд по обвинению в убийстве в 1992 году двух граждан Турции в одном из московских ресторанов.
19 апреля 2005 года дело Япончика было передано в Мосгорсуд. Присяжные его оправдали. Исполняющий обязанности прокурора Москвы Владимир Бакун тогда заявил, что 7 из 12 присяжных якобы имели криминальное прошлое. Но Верховный суд оставил приговор в силе.
Тогда же в милиции поговаривали, что как только авторитет будет освобожден из зала суда, можно будет считать минуты до его смерти, поскольку в России у него очень много врагов.