будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РПЦ гомосексуализм православие Андрей Кураев Pussy Riot
Июнь 14, 2025
Страна
Муравьев Алексей

В ожидании принца

В ожидании принца
prinz

Философы, особенно политические философы, склонны обычно в силу инструментальности политической философии мыслить культурными архетипами. Эти архетипы хитро вмонтированы в структуру мысли, так что вытащить их оттуда сложно.  Вот недавно главред «Сноба» историк Николай Усков порадовал нас утомительно длинной рефлексией в трех частях на тему «почему мы такие плохие» (вариант «кто виноват»). Виновато пространство, византийский выбор и отсутствие латинского языка (с поклоном от Г. Шпета!). Остается только ждать перемен. Политзек Ходорковский, выйдя из колонии в Германию, разочаровал поклонников-либералов тем, что не хочет бороться с Путиным. А поклонников-консерваторов тем, что национальное государство – это не националистическое. Надо опять ждать. Дамы-пуссирайоты, выйдя на свободу, дали несколько растерянных интервью и занялись помощью заключенным. Для больших дел надо подождать. Одновременно вокруг скандального дьякона Андрея Кураева, который пишет в своем ЖЖ о засилье в РПЦ «педерастов в рясах», разгорелся скандал на тему «как жить в церкви и не запетушиться».

Случайны ли эти совпадения или нет? Во всех них есть нечто общее: томительное ожидание публикой и самими ньюсмейкерами некоего разрешения. В «Бесах» Достоевского герои-бунтари заявляют,что «ждут принца». Ставрогин, как известно, оказался лже-принцем. И теперь предлагается опять ждать – авось некий принц придет и разрешит все проблемы. Для одних принцем остается президент России, для других его лик лишь брезжит в тумане будущего, третьи вглядываются в прошлое. Но призывы к некоей высшей инстанции или к властям решить за людей их проблемы – это ведь тоже форма ожидания принца. Мне тут скажут, что это обычный патернализм и сервилизм. Но кажется, тут дело глубже – это эсхатология. Причем, довольно интересная.

Мессианская эсхатология

В тройном ударе Николая Ускова, несмотря на изобилие (и даже некоторую риторическую избыточность) исторической аргументации, мыслей не очень много. Главная и неизбывная – у нас все плохо. Иллюстрацией этого «все» служат разного рода рейтинги, в которых Россия-матушка то висит где-то на дне между Угандой и Чадом по уровню свободы бизнеса, то наоборот взлетает на уровень Зимбабве по уровню коррупции. Закрыв при помощи этой нехитрой статистической манипуляции негативную часть, наш автор устремляет свой взор на просвещенную Европу. И в ней узревает те отрадные черты, которые столь ужасно отсутствуют на просторах отечества.

За весьма обильной аргументацией вырисовывается обида на «элиту», которая «не хочет продолжать европеизацию». Западническая, равно как и антизападническая логика понятна. У нас все плохо, так как рядом живет большая западная цивилизация, а мы – все больше «азиаты». Интересна структура возможных ответов на это пожелание изменить векторы. Она может быть разной, но неизбежно включает срочное вмешательство элит в цивилизационный выбор. Проще говоря, это своего рода «царское зерцало», призванное дать грядущему принцу (на нынешних правителей надежда невелика) программу действий.

В качестве такой элиты долго рассматривали М.Б. Ходорковского и его потенциальный пул сторонников и последователей. Однако оказалось, что у бывшего узника Сегежского лагеря нет таких намерений. Более того, он признался, что писал письма президенту в надежде, что необходимые меры будут приняты. Изменить ситуацию едва ли может нынешний президент, ибо вокруг него водят хороводы лукавые царедворцы и вороватые торговцы. Остается пересидеть в Швейцарии в надежде, что грядущий принц, наконец, «завиждет и завнемлет». Его грядущие деяния будут рациональными и логичными, а лик обращен к людям. Но лик этот темен, и отсидевший Ходорковский увидел там нечто такое, что отказался от политической борьбы.

Две правозащитницы, которых по старой привычке именуют одни - «девочками», другие «кощунницами», а третьи – просто «пуськами», вышедши из колонии, вдруг перестали оглашать пространство СМИ обличениями нечестивцев. Борьба за права сидельцев – это рутинная работа, требующая конструктивности в отношении государственной власти. А в беседе с экс-профессором МДА Кураевым они и вовсе признали, что «их не так поняли» и вообще-то они не про революцию. Ведь для того, чтобы изменить ситуацию с заключенными, не нужен «какой-то иной», тот, кто все изменит, кто возьмет на себя труд по монтажу. С демонтажом мы как-нибудь справимся сами – энергия разрушения у нас вполне себе в достатке. Но ведь и со строительством у нас сложно - что не начни мастерить, автомат Калашникова получается. Может, не надо?

За всеми этими разочарованиями и надеждами просматривается некая историософия. Эта историософия содержит признание неверного выбора в прошлом и надежду на изменение. Изменение иногда включает важный мессианский компонент – надежду на грядущего принца. В принципе, самое основное – социальное мессианство – (надежда, что придет некто способный все исправить) наша социальная мысль почерпнула из эллинистического иудаизма, а тот – прямо из профетического кода Ветхого Завета. 

Слово «Мессия», вообще говоря, - семитский аналог русского слова «Помазанник», это одно из производных корня со значением «мазать, наносить масло». В древности масло символизировало славу и силу, которая передается от Бога через масло тому, кого мажут. В эллинистическом иудаизме одно из пониманий этого слова было связано с мистическим спасением человечества от греха. В других, более древних пониманиях, помазанник был царем, который спасает свой народ для Бога и жизни. По-гречески этот Помазанник именовался «Христос», а также «Сотир», т.е. спаситель.

То есть в раннем христианстве мистическое и катартическое понимание спасителя - как избавителя мира от проклятия, т.е. от некоей произошедшей в далеком прошлом ошибки, от которой все пошло не так. Затем, в христианские времена, возникла анти-историософия, замешанная на эсхатологическом понимании. Хотя Спаситель-Христос и пришел, но ожидание не отменяется. Сейчас мы ждем Его второго пришествия. Но один нюанс, он будет двояким: сперва придет Антихрист, скверный двойник Спасителя, Князя (по-латински princeps, а по-немецки – принц), которого-то и ждали революционеры из «Бесов».

Наши либералы, огорчившиеся отказом Ходорковского и уходом бывших "Пуссирайот" в правозащиту, сейчас находятся на уровне альтернативного иудейского толкования Сотира-Помазанника как политического Реформатора, который вернет Матушку-Русь на путь западный, путь вожделенный, который, наконец, покончит с опостылевшей византийщиной. В глазах либеральных толкователей истории Путин – это своего рода царь-Ирод, который из страха, что придет Помазанник-избавитель и сместит его с трона, убивает вифлеемских младенцев. А на роль младенцев наши либералы поместили тех самых женщин-мимов, которые плясали в ХХС, призывая Богородицу прогнать Путина. Именно поэтому они – «девочки», едва ли не младенцы. Такое толкование вполне имеет право на существование. Но оно слабее, чем христианское. И куда менее интересное.

Предотечи Другого

А вот у дьякона Кураева толкование прослеживается довольно христианское, но очень страшное. Дело в том, что из его постингов о засилье содомитов в рясах в современной РПЦ следует одно радикальное заключение, которое сам сановитый блогер не дерзает прямо высказать, но к нему близко подошел его бывший товарищ, а ныне церковный оппонент – епископ Григорий Лурье. Смысл этого вывода таков: гомосексуалисты в РПЦ – это особая секта посвященных, ждущих прихода… как бы сказать, своего рода избавителя. И в преддверии они «инициируют» через своего рода ужасное «помазание» новую армию служителей и подданных этого нового Принца.

Слишком мрачно? Но те, кто читал Толкиена (а Кураев недавно его процитировал), понимают, что при всей литературности этой интерпретации она глубоко укоренена в христианстве как способе мышления. Можно, конечно, говорить, что люди сейчас более рациональны и не верят в эту сауроновщину. Но недавние приглашения от сайта gay.ru иерархам-гомосексуалистам сделать, наконец, «каминг-аут» и показать «просвещенное лицо» РПЦ, работают, скорее, на такое объяснение. И растерялись либералы: защищать геев в обществе, вроде бы, надо, а защищать их в церкви как-то… неудобно.

Повторюсь, что мы описываем не столько то, что происходит на самом деле, сколько то, что происходит у людей в головах. Поэтому растерялись и консерваторы: если правда то, что пишет Кураев, то содомиты, значит, своим ужасным «помазанием» готовят Русь к Армагеддону. А в условиях приближения сущности двоятся – и вспоминаются проповеди наших беспоповцев о том, что при конце света все перевернется и поменяются знаки. На месте церкви воссядет антихристова клика, а верующие будут скрываться в домах и квартирах. Вот недавно, кстати, священник Федор Людоговский прямо сказал: «надо, говорит, возрождать квартирное православие».

Вот и жди теперь принца… Хотелось бы попроще, но эсхатология, зашитая в культурную матрицу, не дает. Поэтому Кураев и идет «в последний решительный» бой. Как консерватор он давно подозревает, что запахло серой. А может, проще можно? Может, если не ждать принца, не искать «грехопадения» в прошлом, а поработать в настоящем? Может, Ходорковский и «Пуссирайот» правы в своем решении – не надо ждать кого-то, чтобы немного поработать? Ведь дожидать-то можно, но как бы не увидеть кого-нибудь не того.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).