Первая в стране высокоскоростная железная дорога будет вести из Москвы в Петербург. Еще недавно правительство направило Владимиру Путину доклад, в котором поддержало строительство ВСМ до Нижнего Новгорода, но теперь президент готов изменить маршрут. С полки снова достали проект, реализация которого обсуждается со времен СССР.
«Согласен», – написал российский лидер 10 апреля в ответ на соответствующую просьбу врио губернатора Петербурга Александра Беглова и гендиректора РЖД Олега Белозерова. Об это сообщают «Ведомости». Вице-губернатор Петербурга Евгений Елин подтвердил «Коммерсанту», что такое письмо готовилось. По его словам, проект рассматривается в рамках развития городской транспортной инфраструктуры наряду со строительством «транспортных полуколец по аналогии с московскими», организацией скоростного сообщения Петербург-Главный - Тосно и реконструкцией вокзалов. По планам, магистраль позволит сократить время в пути между двумя столицами до двух часов, а пассажиропоток на этом направлении вырастет втрое – с 11 млн до 33 млн человек в год.
Напомним, в январе было одобрено строительство участка высокоскоростной магистрали Железнодорожный—Гороховец с организацией движения до Нижнего Новгорода. Он должен был стать первым этапом ВСМ Москва—Казань, которая впоследствии может стать частью ВСМ «Евразия», позволяющей проехать от Берлина до Пекина за 2,5 суток. По мнению экспертов, строить такой несамостоятельный отрезок дороги нерентабельно, необходимо реализовывать проект полностью.
Весь проект ВСМ до Нижнего Новгорода оценивали в 621,5 млрд руб., из которых по 200 млрд должны предоставить бюджет и РЖД. Дорогу даже включили в комплексный план развития инфраструктуры, но первый вице-премьер Антон Силуанов выступил с критикой, считая, что будущий пассажиропоток переоценен и инвестиции не отобьются. Поддерживал проект вице-премьер Максим Акимов, курирующий транспорт. Единства в Белом доме так и не достигли, но полностью от этого проекта так и не отказались, его продолжают прорабатывать, подчеркивая, что два направления не конкурируют друг с другом.
Аргументы в пользу дороги до Петербурга высказывал и министр экономического развития Максим Орешкин. Среди его доводов: железная дорога начинает выигрывать у авиации, когда время в пути на поезде сокращается менее чем до трех часов, поэтому снизится нагрузка на перегруженные авиаузлы в Москве и Петербурге. Кроме того появится возможность вернуть на базовую ветку Москва – Петербург грузы, вынужденные из-за скоростного движения медленно идти в объезд. При этом необходимость новой дороги при наличии «Сапсана» и недорогого авиасообщения сомнительна.
«По всей видимости, президент не будет делать публичных заявлений, тема ВСМ в Казань и Нижний Новгород просто уйдет с повестки дня», – считает представитель Кремля. А человек, участвовавший в проработке этого проекта несколько лет назад, напоминает, что на проект ВСМ в Казань уже потрачены колоссальные деньги.