Госдума большинством голосов одобрила в первом чтении законопроект о противодействии терроризму, предусматривающий ограничение свобод в целях борьбы с терроризмом. При необходимых 226 голосах в поддержку законопроекта высказались 385 депутатов, против – 47 депутатов, воздержался один. Против этого документа проголосовала лишь КПРФ. Депутат Алексей Кондауров заявил, что коммунисты голосуют против законопроекта, поскольку, по их мнению, в стране уже есть все необходимые законы для выявления и пресечения терактов. «Корни терроризма не в отсутствии законодательной базы, а в удручающем экономическом положении в стране», – заявил он.
Член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, считает, что законопроект нуждается в серьезной доработке. «Законопроект готовился вне Государственной думы (проект, внесенный на рассмотрение Госдумы, был разработан ФСБ – «Полит.ру»), не рассматривался и не обсуждался на закрытых заседаниях профильных комитетов». Это, по мнению депутата, и стало причиной целого ряда серьезных недоработок. В частности, «не устранено дублирование функций МВД и ФСБ, не прописаны четкие задачи подразделениям внешней разведки по работе против очагов терроризма, создаваемых российскими гражданами за рубежом, не предусмотрены усиление борьбы с наркобизнесом и многие другие необходимые сегодня меры», – рассказал Гудков корреспонденту «Полит.ру». Депутат считает, что ко второму чтению законопроект претерпит существенные изменения и дополнения.
Проект нового закона создавался при участии Минюста, МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. Разработчики законопроекта отмечают, что «совершенствование антитеррористического законодательства в РФ продиктовано произошедшими в стране в августе-сентябре этого года терактами: взрывами у станции метро «Рижская» и двух авиалайнеров, а также захватом школы в североосетинском городе Беслан». В начале декабря законопроект "О противодействии терроризму" был внесен в Госдуму группой депутатов во главе со спикером нижней палаты Борисом Грызловым. Он призван заменить действующий с 1998 года Федеральный закон «О борьбе с терроризмом».
Принципиально новым в законопроекте является понятие «режима террористической опасности» (наряду с существовавшими режимом антитеррористической операции и чрезвычайным положением). Этот режим террористической опасности объявляется в том случае, если поступила информация о готовящемся теракте, проверить ее трудно и на это нет времени, а граждан или объекты защитить нужно. Вот тогда председатель правительства или глава региона – в зависимости от предполагаемых масштабов этой угрозы – по рекомендации ФСБ объявляют режим террористической опасности, в зоне которого «допускается применение специальных мер и временных ограничений». Срок действия этого режима не может превышать 60 суток.
При введении режима террористической опасности или контртеррористической операции под тотальный контроль попадает и СМИ, и общество. Так, режим контртеррористической операции предусматривает усиление паспортного контроля, прослушивание телефонных переговоров и отслеживание почтовых сообщений, ограничение или запрет движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специальных документов, удостоверяющих личность. Кроме того, в этом режиме может быть запрещено или ограничено проведение собраний, митингов и демонстраций. Также запрещаются забастовки.
Для СМИ устанавливается «особый порядок деятельности». В этом случае запрещено распространять информацию, раскрывающую специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции, состав и численность привлекаемых сил. Также запрещается размещать информацию, «содержащую сведения о фактах или сценах особо жестокого насилия». При этом журналисты смогут получать информацию только от руководителя оперативного штаба по проведению контртеррористической операции. Руководитель контртеррористической операцией имеет право запретить доступ журналистов в зону проведения операции или выделить в этой зоне специальный сектор для работы представителей СМИ.
Режим чрезвычайного положения вводится в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» при реализации масштабных террористических акций, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности значительного числа граждан или значительной части населения субъекта РФ, конституционному строю России и его институтам.
Законопроект повышает роль Федеральной антитеррористической комиссии (ФАС), которой руководит председатель правительства. При этом, согласно документу, «ФСБ России безальтернативно определена в качестве основного субъекта проведения антитеррористических мероприятий».
Более всего в законопроекте настораживает то, что «меры и ограничения» могут быть введены не в связи с реально полученной информацией, а лишь на основании имеющихся у сотрудников правоохранительных органов подозрений о возможной подготовке или угрозе теракта. Внимательное чтение закона подтверждает эти опасения: нигде не сказано ничего о контроле за органом, принимающем решения о введении режима террористической опасности. Тем более, ничего не сказано о парламентской или общественной проверке законности и целесообразности введения такого режима. Это противоречит здравому смыслу и главному признаку сбалансированного законодательства – наличию взаимного контроля, «сдержек и противовесов».
С другой стороны, введение различных режимов опасности (как в США), возможно, имело бы смысл, но тут должны регулироваться не права граждан, а обязанности спецслужб. Если бы МВД и ФСБ разработали таблицу режимов усиления, регламентирующих жесткость проверок в аэропортах, на улицах, в местах массовых скоплений людей, и если бы эта была продуманная схема, за нарушение которой исполнители несут ответственность, – все были бы только рады. Однако законодатель проявил незнание реалий и обычаев. Милиция в Москве и так беспрестанно проверяет паспорта, часто вопреки закону и здравому смыслу, – и ровно с нулевым эффектом.
Итак, если резюмировать, законодатель регулирует не то, что нужно для борьбы с террором, а то, что легче отрегулировать.
Впрочем, по мнению самих авторов документа, несмотря на проработанность проекта заинтересованными ведомствами, он имеет много «сырых моментов», и остается надеяться, что в проект будут вноситься существенные поправки.
На нашем сайте можно ознакомиться с полным текстом законопроекта "О противодействии терроризму".