будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Страна

В России вводится новый антитеррористический режим

В России вводится новый антитеррористический режим
malchish

Госдума большинством голосов одобрила в первом чтении законопроект о противодействии терроризму, предусматривающий ограничение свобод в целях борьбы с терроризмом. При необходимых 226 голосах в поддержку законопроекта высказались 385 депутатов, против – 47 депутатов, воздержался один. Против этого документа проголосовала лишь КПРФ. Депутат Алексей Кондауров заявил, что коммунисты голосуют против законопроекта, поскольку, по их мнению, в стране уже есть все необходимые законы для выявления и пресечения терактов. «Корни терроризма не в отсутствии законодательной базы, а в удручающем экономическом положении в стране», – заявил он.

Член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, считает, что законопроект нуждается в серьезной доработке. «Законопроект готовился вне Государственной думы (проект, внесенный на рассмотрение Госдумы, был разработан ФСБ – «Полит.ру»), не рассматривался и не обсуждался на закрытых заседаниях профильных комитетов». Это, по мнению депутата, и стало причиной целого ряда серьезных недоработок. В частности, «не устранено дублирование функций МВД и ФСБ, не прописаны четкие задачи подразделениям внешней разведки по работе против очагов терроризма, создаваемых российскими гражданами за рубежом, не предусмотрены усиление борьбы с наркобизнесом и многие другие необходимые сегодня меры», – рассказал Гудков корреспонденту «Полит.ру».  Депутат считает, что ко второму чтению законопроект претерпит существенные изменения и дополнения.

Проект нового закона создавался при участии Минюста, МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. Разработчики законопроекта отмечают, что «совершенствование антитеррористического законодательства в РФ продиктовано произошедшими в стране в августе-сентябре этого года терактами: взрывами у станции метро «Рижская» и двух авиалайнеров, а также захватом школы в североосетинском городе Беслан». В начале декабря законопроект "О противодействии терроризму" был внесен в Госдуму группой депутатов во главе со спикером нижней палаты Борисом Грызловым. Он призван заменить действующий с 1998 года Федеральный закон «О борьбе с терроризмом».

Принципиально новым в законопроекте является понятие «режима террористической опасности» (наряду с существовавшими режимом антитеррористической операции и чрезвычайным положением). Этот режим террористической опасности объявляется в том случае, если поступила информация о готовящемся теракте, проверить ее трудно и на это нет времени, а граждан или объекты защитить нужно. Вот тогда председатель правительства или глава региона – в зависимости от предполагаемых масштабов этой угрозы – по рекомендации ФСБ объявляют режим террористической опасности, в зоне которого «допускается применение специальных мер и временных ограничений». Срок действия этого режима не может превышать 60 суток.

При введении режима террористической опасности или контртеррористической операции под тотальный контроль попадает и СМИ, и общество. Так, режим контртеррористической операции предусматривает усиление паспортного контроля, прослушивание телефонных переговоров и отслеживание почтовых сообщений, ограничение или запрет движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специальных документов, удостоверяющих личность. Кроме того, в этом режиме может быть запрещено или ограничено проведение собраний, митингов и демонстраций. Также запрещаются забастовки.

Для СМИ устанавливается «особый порядок деятельности». В этом случае запрещено распространять информацию, раскрывающую специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции, состав и численность привлекаемых сил. Также запрещается размещать информацию, «содержащую сведения о фактах или сценах особо жестокого насилия». При этом журналисты смогут получать информацию только от руководителя оперативного штаба по проведению контртеррористической операции. Руководитель контртеррористической операцией имеет право запретить доступ журналистов в зону проведения операции или выделить в этой зоне специальный сектор для работы представителей СМИ.

Режим чрезвычайного положения вводится в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» при реализации масштабных террористических акций, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности значительного числа граждан или значительной части населения субъекта РФ, конституционному строю России и его институтам.

Законопроект повышает роль Федеральной антитеррористической комиссии (ФАС), которой руководит председатель правительства. При этом, согласно документу, «ФСБ России безальтернативно определена в качестве основного субъекта проведения антитеррористических мероприятий».

Более всего в законопроекте настораживает то, что «меры и ограничения» могут быть введены не в связи с реально полученной информацией, а лишь на основании имеющихся у сотрудников правоохранительных органов подозрений о возможной подготовке или угрозе теракта. Внимательное чтение закона подтверждает эти опасения: нигде не сказано ничего о контроле за органом, принимающем решения о введении режима террористической опасности. Тем более, ничего не сказано о парламентской или общественной проверке законности и целесообразности введения такого режима. Это противоречит здравому смыслу и главному признаку сбалансированного законодательства – наличию взаимного контроля, «сдержек и противовесов».

С другой стороны, введение различных режимов опасности (как в США), возможно, имело бы смысл, но тут должны регулироваться не права граждан, а обязанности спецслужб. Если бы МВД и ФСБ разработали таблицу режимов усиления, регламентирующих жесткость проверок в аэропортах, на улицах, в местах массовых скоплений людей, и если бы эта была продуманная схема, за нарушение которой исполнители несут ответственность, – все были бы только рады. Однако законодатель проявил незнание реалий и обычаев. Милиция в Москве и так беспрестанно проверяет паспорта, часто вопреки закону и здравому смыслу, – и ровно с нулевым эффектом.

Итак, если резюмировать, законодатель регулирует не то, что нужно для борьбы с террором, а то, что легче отрегулировать.

Впрочем, по мнению самих авторов документа, несмотря на проработанность проекта заинтересованными ведомствами, он имеет много «сырых моментов», и остается надеяться, что в проект будут вноситься существенные поправки.

На нашем сайте можно ознакомиться с полным текстом законопроекта "О противодействии терроризму".

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).