Напряжение госаппарата накануне выборов уже достигло довольно значительных масштабов. В Подмосковье чиновников, например, обязали агитировать за Путина в интернете. Логика чиновников понятна, вот только Путину такая «поддержка» ничего не дает. Единороссы уже боролись за доминирование в сети — и что?
Чиновников активно подключают к агитации за Владимира Путина. По крайней мере в Подмосковье. «На регулярных рабочих встречах, где присутствуют представители всех министерств Подмосковья – Минздравсоцразвития, Минобразования, Минкультуры, Минтранспорта, Минпечати, Минспорта и др. - вопрос по агитработе за кандидата №5 стал основным», - сообщила «Новой газете» на условиях анонимности сотрудница одного из ведомств. По словам собеседницы газеты, бюрократов обязали еще и зарегистрировать странички в социальных сетях, где им также велели оставлять комментарии относительно выборов.
Практика вообще-то понятная. В чем конкурентное преимущество кандидата от власти? В том, что он уже у власти и в его распоряжении имеется немалый бюрократический аппарат или, согласно другой фразеологии, административный ресурс.
Причем совсем необязательно, чтобы кандидат лично распоряжался подключать бюрократию к агитационному процессу. Его подчиненные, работающие на победу шефа, вполне самостоятельно генерируют запрос для более низких ступенек аппарата. И получается уже игра в «испорченный телефон» и покорение различных административно-командных вершин. Здравый смысл, логика кампании, позиционирование кандидата или реальные проблемы отступают перед желанием желанием бюрократов сделать для большого начальника то, в чем они действительно сильны.
Что хорошего получится от того, что все чиновники страны внезапно заведут себе аккаунты в соцсетях и начнут там агитировать за Путина? Для Путина — ровно ничего. Если у чиновника не было аккаунта до предвыборной поры, то никакого эффекта не будет: ведь о страничке вряд ли узнает много людей. Если был, но он там о выборах не писал, то убедительно это вряд ли получится. Вряд ли убедит кого-то и сформулированные наверху тезисы — бюрократизмы редко воспринимаются за чистую монету.
Другое дело, что в дальней перспективе такого рода активность начальников разных уровней может вызвать известные нарекания у граждан. По крайней мере у активных граждан. У остальных, включая самих чиновников, и без того страдающих от странных начальственных инициатив, такого рода «поддержка» тоже вряд ли вызовет благоговейный трепет. А вот глухое раздражение вызвать очень даже может.
Это вряд ли приведет к сколько-нибудь массовому протестному голосованию, но в перспективе работает точно не на благо власти и ее легитимности. Ведь «все знают», как именно собирались митинги в поддержку Путина. Даже сам он «не исключает» использования в процессе их подготовки административного ресурса. А те, кого непосредственно убеждали туда пойти, знают, чем их мотивировали, наверняка. И вряд ли это были соображения «борьбы с оранжевой революцией».
Ради сохранения должностей чиновники вовсю стараются провести как можно больше неких массовых мероприятий. Что там у нас сегодня в повестке дня? Социальные сети? Всем срочно дать указание агитировать «за нашего кандидата» в социальных сетях. Неважно, как работает интернет, что там многое, если вообще не все, основано на доверии к источнику информации, а в иных соцсетях активность и вовсе не будет видна, зато можно будет написать в отчете, что «проведены агитационные мероприятия, в том числе в сети Интернет». Выглядеть будет красиво, а эффективность вышестоящее начальство вряд ли будет очень сильно анализировать.
С каковой целью многочисленные партийцы и прочие провластные младокомсомольцы заводили себе аккаунты в социальных сетях, а также организовывали целые отряды «ботов». Пополярными стали считанные единицы провластных блогов (скажем, ЖЖ пресс-секретаря Росмолодежи Кристины Потупчик). Большинство партийцев даже не вели их толком, иные ограничивались там публикацией пресс-релизов. Младокомсомольцы редко были в состоянии выдать что-либо даже не интересное, но просто осмысленное, а тексты по разнарядке у них выходили тоскливыми и «под копирку».
Для власти та активность вряд ли была полезна. По крайней мере, на последних выборах «партия власти» потеряла 15 процентов и никакое «доминирование в интернете» ей не помогло. Путину. Надо думать, такая методика тоже не поможет.