Как сообщил прокурор отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Борис Крылов, это сделано в порядке исполнения майского приказа Генерального прокуратура РФ Владимира Устинова "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие проявлениям фашизма и иных форм экстремизма".
В связи с этим областная прокуратура провела проверку около двадцати общественных и религиозных объединений. Наибольший интерес по количеству и качеству выявленных нарушений вызвало томское региональное общественно-политическое движение "Русское национальное единство".
Томское РНЕ - осколок распавшейся осенью 2000 года общероссийской организации. Согласно материалам проверок, томское РНЕ с момента регистрации в конце 90-х гг. неоднократно нарушало федеральный закон "Об общественных объединениях". Имели место случаи распространения членами движения малограмотных листовок агрессивно-националистического содержания, в связи с чем руководителю РНЕ Павлу Рожину прокурором Томска было вынесено письменное предостережение. Региональное Управление юстиции, в свою очередь, пять раз выносило руководителям движения письменные предупреждения в связи с тем, что они не приводили учредительные документы в соответствие с требованиями закона. По инициативе управления юстиции в судебном порядке деятельность РНЕ три раза приостанавливалась сроком на шесть месяцев. Видимо, теперь томскому РНЕ придет конец.
В условиях, когда борьба с экстремизмом, какое бы содержание ни вкладывали в это понятие местные правоохранительные органы, становится одной из главных задач власти, организации Русского национального единства и им подобные, скорее всего, первыми попадут под удар. Они официально зарегистрированы, следовательно, государство имеет в руках эффективный механизм, позволяющий в любой момент положить конец их деятельности. Повторение прежних ситуаций, когда адвокатам РНЕ иногда удавалось эффективно противиться ликвидации его ячеек, при нынешнем общественно-политическом климате вряд ли возможно. Однако зарегистрированные организации - лишь вершина айсберга российского экстремизма и, возможно, лишь малая его часть. Куда труднее будет справиться с пресловутыми скинхедами и другими крайними молодежными группировками, которым и в голову не приходит регистрироваться в Минюсте.