В Администрацию президента начали поступать предложения по реформе правоохранительных органов. Речь идет о вливании двух ведомств, ФСКН и ФМС, в систему Министерства внутренних дел. Необходимость реформы объясняется экономией, которая будет достигнута в результате сокращения кадров.
Целый ряд предложений, которые касаются сокращения в правоохранительных и силовых органах, по данным «Коммерсанта», поступил в Администрацию президента на прошлой неделе. Документы были подготовлены в Министерстве финансов, Министерстве внутренних дел и Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков.
Пока что, согласно информации источников издания, предполагается, что «реструктуризация» силового блока будет выглядеть следующим образом. Функции ФСКН по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков будут переданы криминальным подразделениям МВД, контроль же за врачами, аптеками и фармацевтической отраслью отойдет Министерству здравоохранения. ФМС также будет разделена надвое: борьбой с нелегальной миграцией также займется МВД, это же ведомство вновь будет отвечать за выдачу паспортов, а проблему трудовой миграции будет предложено решать Министерству труда.
Из 34 тысяч сотрудников ФСКН сократить предполагается 27 тысяч, а офицеров перевести в уголовный розыск МВД. Чиновники подсчитали, что за счет увольнения рядовых и сокращения генеральских должностей бюджету удастся сэкономить 30 млрд рублей.
В ФМС сейчас работает более 40 тысяч человек, часть из них — прикомандированные в службу полицейские. В МВД будет передано 19,5 тысяч сотрудников, ожидается, что в составе ведомства будет остановлена паспортно-визовая служба, на базе которой в свое время и была создана ФМС.
Безусловно, у реформы есть и противники. Глава ФСКН Виктор Иванов направил в Администрацию президента письмо, в котором указывает, что ликвидация его службы нецелесообразна. Он уверен, что упразднение ФСКН приведет к ухудшению «оперативной обстановки» по всей стране. Источник «Коммерсанта» в ведомстве говорит, что переведенные в МВД сотрудники ФСКН просто «растворятся» в огромном ведомстве, которое, в свою очередь, будет также ослаблено масштабными сокращениями.
Будущая реформа, если она все-таки произойдет, интересна тем, что она предполагает упразднение двух совершенно разных ведомств, логика работы которых сегодня не похожа ни в чем.
Цель существования ФСКН — сокращение потребления наркотиков в России, а в идеале и вовсе искоренение наркомании как таковой. Можно рассуждать о том, что государство одной рукой запрещает наркотики, а другой — зарабатывает на продаже алкогольных напитков (до 1993 года ГОСТ на этиловый спирт прямо определял его как сильнодействующий наркотик), но раз цель поставлена, то ведомство должно ее выполнять.
Проблема, однако, в том, что ФСКН работает из рук вон плохо. Предыдущий ее руководитель, Виктор Черкесов, добился выстраивания структуры ведомства таким образом, что любой бюрократ понимал: для государства борьба с наркотиками приравнена к борьбе с терроризмом, а значит влияние ФСКН и ФСБ сопоставимо. Антинаркотические комиссии, как и антитеррористические, были созданы при каждом губернаторе, аналогичные структуры действовала на федеральном уровне. Во второй половине 2000-х годов даже говорили о «войне спецслужб», но после того, как Дмитрий Медведев в 2008 году отправил Черкесова в отставку, влияние ФСКН резко пошло на убыль.
Одновременно за десять лет количество пребывающих в заключении граждан из-за «антинаркотических статей» Уголовного кодекса (ст. 228-234) увеличилось почти в три раза, с 42 тысяч в 2004 году до 123 тысяч в 2013. Если десять лет назад только 7% заключенных оказывались в колониях из-за наркотиков, то в прошлом году таких было уже 22%.
Многие суды просто завалены делами по 228 статье, причем в подавляющем большинстве случаев обвиняемые не представляют никакой угрозы обществу, как максимум они могут испортить свое здоровье. Причем уничтожить рынок наркотиков так и не удалось. В городах повсюду можно встретить рекламу наркотиков, ее рисуют краской на асфальте, желающие всегда могут найти дилера через интернет.
В последнее время вскрылась и другая проблема, которая возникла в результате деятельности ФСКН. Наркотики интересны не только асоциальным элементам и прочим подозрительным личностям, некоторые больные буквально и дня не могут прожить без обезболивания, а самые эффективные средства, так уж вышло, приготовлены на основе опиума или других наркотиков.
Сражаясь с врачами, которые якобы продавали содержащие наркотики обезболивающие «налево», государство по настоянию Наркоконтроля приняло настолько сложные правила выдачи и распространения соответствующих лекарств, что многие пациенты физически потеряли к ним доступ. Некоторые больные идут на самоубийство только из-за того, что не хотят терпеть боль. Все это, конечно, не добавляет ФСКН уважения ни в обществе, ни в профессиональной среде.
Федеральная миграционная служба, которую также планируется присоединить к МВД, напротив, исходит из того, что нужно не запрещать естественно идущие процессы миграции, а контролировать их.
Миграционная политика России заключается в том, что если какой-то человек хочет приехать, например, работать на стройку в Москве, то он неприметно приедет, пересечет любые границы, защищенные колючей проволокой или нет. Соответственно цель ФМС — не пресечь этот процесс, а сделать его максимально комфортным для российских властей и, как ни странно, для самих мигрантов.
Москва, например, так и не ввела визовый режим со странами, которые поставляют России больше всего мигрантов, а процесс легализации трудовых мигрантов максимально упрощен, часто достаточно раз в месяц оплачивать патент с ближайшем отделении Сбербанка.
ФМС также является одним из главных сторонников отмены внутреннего паспорта и окончательного упразднения советского института прописки. За это ФМС получила репутацию чуть ли не самого либерального ведомства в стране. Рассчитывать на то, что МВД будет продвигать идею отмены внутренних паспортов не приходится.
Впрочем, окончательное решение еще не принято. Практика показывает, что такие важные вопросы, как создание или упразднение ведомств, руководство страны решает, ориентируясь не на финансовые показатели, и зачастую даже не на эффективность работы, а на необходимость поддержания стабильности, которая гарантируется хорошей системой сдержек и противовесов.
Министерство внутренних дел и так очень большое ведомство — ему подчиняются и полиция, и внутренние войска, фактически отдельная армия, и многочисленные специальные полицейские силы. Расширение зоны ответственности МВД может сделать это ведомство слишком сильным в глазах конкурентов, что, в конечном счете, приведет к напряженности во властных кругах. А новая «война спецслужб», тем более в разгар кризиса, никому не нужна.