будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Страна
Митрофанов Сергей

Вернуться к атеизму

Вернуться к атеизму
mitrofanov1_1309720116.288x216_q85_1
Сергей Митрофанов

Русский марш, который, как и все у русских, оказался недостаточно хорошо организован, буквально на следующий день плавно перешел в гораздо более организованный Курбан-байрам. И хотя данное последнее празднество вызвало некоторые затруднения в движении транспорта в Москве и в Петербурге, «глобальных заторов удалось избежать». Всего в утренних мероприятиях в Москве участвовали около 170 тысяч человек, а в намазе – 80 тысяч человек, что на 20 тысяч больше чем в прошлом году. (Не нужно быть хорошим счетоводом, чтобы составить нехитрую арифметическую, а то и геометрическую прогрессию, что будет через год, через два, через три….)

Известно, что последний и единственный раз столько собирались в Москве под лозунгами «Да здравствует Ельцин, долой КПСС» как раз перед распадом СССР. Но вообще-то «Курбан-байрам прошел в Москве и Петербурге почти образцово, без пробок и жестоких сцен». Конечно, проблемой по-прежнему оставалось необходимое по сценарию ритуальное убийство баранов, но и здесь собянинские и полтавченковские власти проявили чудеса администрирования. Мусульманам, по сообщению «Коммерсанта», для жертвоприношений выделили специально оборудованные производственные базы. Так что все, за исключением разве что баранов, остались вполне довольны.

Безусловно, в вышеприведенном абзаце читатель вправе углядеть изрядную долю запрещенного 282-й статьей «возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства» по отношению к социальной группе мусульманских верующих. Что автор хотел сказать, глумливо повторяя невинно лояльные фразы из российских СМИ? Что Россия – это Атлантида, погружающаяся в пучину инородчества? Что сам по себе массовый Курбан-байрам в европейской столице, ранее пропагандировавшей космические достижение и народные стройки, в которой и православный Крестный ход-то проходил стыдливо, суть откат к суевериям и мракобесию? Что это за «базы» такие, где совершаются средневековые жертвы? Ох, на самом деле, боюсь, именно это он, автор, и хотел сказать. И, честно говоря, не очень понимает, как это можно как-то иначе интерпретировать.

Возьмем пресловутое мясоедское жертвоприношение, о котором автор совершенно ничего не слышал первые сорок лет своей жизни, будучи сначала пионером, потом комсомольцем, потом диссидентом, и о чем совершенно не жалеет. Конечно, и в нем можно узреть изрядный гуманистический урок. Все ж, согласно религиозным канонам, библейский Авраам не зарезал сына своего Исаака, а Ибрахим из Корана не зарезал сына своего Измаила, что и празднуют ныне добрые верующие.

Вместо того и другого, как известно (хотя «известно» - тут очень странное выражение), Бог (Аллах ли или Саваоф) послал им барана, и кажется, что еще при этом несколько упрекнул незадачливых папаш, что они так уж послушно поддались повелению чьего-то (и еще неизвестно чьего) голоса. Во всяком случае, так эту ситуацию трактовал, в частности, Кант. Но не будем вдаваться в нагромождение смыслов вокруг явного абсурда, что вообще надо кого-то зарезать, чтобы доказать верность вере. Ибо философов хлебом не корми - дай поумствовать над несообразным. Важно другое. Для древнего человека замена сына на барана в акте жертвоприношения действительно есть нравственный наглядный урок. Бог как бы говорил: не сына режь, но барана, раз уж ты сам такой баран-фанатик, что тебе надо кого-нибудь зарезать! А человек готов был зарезать сына! Но для современного, прошедшего школу атеизма постсоветского гражданина, сама идея жертвенного убийства в мировоззренческом контексте -  огромный шаг назад.

Ведь он, помнящий о войне с фашизмом и осудивший сталинские репрессии, и еще не вполне понимающий, что его ждет впереди вместе с надвигающимся на него диким капитализмом, изначально прекрасно понимал, что убийство во имя идеи – это зло. Ему не требовалось дополнительной мистерии и святочных картинок, чтобы это объяснить.  

Зло – убийство человека, но зло так же и убийство животного, если оно совершается с целью идеологической демонстрации, и многие культуры идут к этому. Однако теперь, на двенадцатом году третьего тысячелетия, современный ислам, инфильтровавшийся в нашу общественную жизнь вместе с неконтролируемой миграцией, вместе с государственной терпимостью к религии вообще, вместе с потаканием православию, в свою очередь заменившему «научный коммунизм», декларирует: ты убей хотя бы барана! А потом… ты может быть убьешь человека.

Преувеличение? Не знаю. Но факт в том, что верующих все больше, а людей убивают слишком часто. Тем более, что в мире нет навечно зашитых во вселенский BIOS нравственных аксиом. Нравственность - это всегда творчество. Древний человек творил гуманизм, преодолевая закон естественного отбора, поскольку нравственность противоречила естественному отбору. А более гуманный человек современности, вынужденный заботиться об инвалидах и стариках, который придумывает какие-то пандусы в автобусах, может только сотворить прямо противоположное.

Любопытно, что в более старом христианстве и его русской версии – православии, уже нет жертвоприношения как ритуала, есть только нравственный урок из притчи об Аврааме и Исааке, он описывается словами, проецируется в культуре. А в более молодом, аж почти на тысячу лет, исламе жертвоприношение остается буквальным, наверное, потому что оно еще не до конца канализировано в мораль и культуру. Но это проблема ислама и проблема мусульман как социальной группы. Почему она сегодня должна становиться проблемой культуры и быта центральноевропейских русских?

Почему да почему… Дурацкий вопрос.

Да потому что они приехали сюда. Потому что их сегодня столько-то, а завтра будет в два раза больше, а послезавтра – в четыре. Потому что наши правители – слабые люди.  Потому что грядет великое переселение народов, а мы падаем в демографическую яму. И тут можно быть хоть самому стопроцентным космополитом, либералом и интернационалистом, но как это объяснить социальной среде, которая и не космополитична, и не либеральна, и не интернационалистична? Которая режет баранов и ходит на марши? Которая формируется по принципу землячеств? Тем более, что в культурном столкновении цивилизаций на длинных дистанциях обычно выигрывает отсталая – об этом еще и Коппола в «Апокалипсис сегодня». Охлос  обычно выигрывает у интеллигенции.

В мистических традициях черпает силу шовинизм. Стенка на стенку идут богоизбранные. И я думаю, тут только один выход, один выход самосохранения – нам снова вернуться к зубодробительной религии советских русских – к государственному атеизму и полному бескомпромиссному отделению религии от государства, для чего, если надо, то и пожертвовать безликим, безвольным и неконкурентоспособным православием. Вместе мы сможем жить только соблюдая общие светские нормы под надзором господина полицейского.

Митрофанов Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).