После катастроф традиционно заведено принимать меры. Так, в ответ на субботнее крушение вертолета в Читинской области Государственная лесная служба разослала в территориальные органы Минприроды распоряжение, категорически запрещающее посторонним лицам находиться на борту вертолетов Авиалесоохраны. А глава лесной службы Валерий Рощупкин обязал региональные природоохранные службы провести на местах внеплановый инструктаж экипажей воздушных судов, задействованных в тушении лесных пожаров. Как и в августе прошлого года, когда сепаратисты в Чечне сбили с помощью ПЗРК «Игла» вертолет, наполненный российскими солдатами, к вертолетным катастрофам оказалось приковано общественное внимание. Однако понятно, что административными методами проблему вертолетных аварий не решить v чтобы вертолеты реже разбивались, надо меньше ими пользоваться.
По несчастливой случайности две самые громкие вертолетные авиакатастрофы за всю российскую историю случились с вертолетом, которым российская авиация вполне заслуженно гордится. Ми-26, который может нести 20 тонн груза, v последняя и вполне удачная разработка советского ВПК. Этот вертолет был запущен в производство позднее других моделей КБ Миля. Самым старым Ми-26, зарегистрированным в реестре Государственной службы гражданской авиации, не более 15 лет. С учетом того, что срок жизни Ми-26 v 30 лет, говорить, что читинская авиакатастрофа v симптом вертолетной проблемы-2003 не очень корректно.
Что именно привело к аварии, из-за которой погибли 12 человек, пока окончательно не известно. Официальная версия, озвученная главой МЧС Сергеем Шойгу: вертолет упал из-за того, что выливное устройство для тушения леса зацепилось за хвостовой винт. Вчера газета «Коммерсант» опубликовала другую версию: причиной гибели экипажа и находившихся на борту журналистов стал не ветер, а высота полета и, возможно, тележурналисты. Именно они часто просят пилотов опустить вертолет пониже, чтобы получилась «получше картинка». Возможно, пилот Ми-26 уступил просьбам телевизионщиков сбросить высоту v подвеска оторвалась, зацепившись за какой-нибудь наземный объект, а оставшийся кусок троса спружинил вверх и намотался на винт, что и привело к падению аппарата. В среду в Мурманске хоронили тележурналистов РТР Юлиану Находкину и Константина Козаря, во вторник в Москве прощались с сотрудниками «Еженедельного журнала» v корреспондентом Галиной Ковальской и фоторепортером Русланом Ямаловым. Все они погибли именно в этой авиакатастрофе.
Эта история еще раз показывает, что вертолеты v
В любом случае вертолеты v весьма опасный вид транспорта, что определяется как субъективными, так и объективными причинами. При том, что их используют почти всегда в экстремальных ситуациях, когда другим транспортом воспользоваться невозможно,= с конструкторской точки зрения, вертолеты устроены сложнее самолетов и управлять ими тоже сложнее. Хотя технически они весьма надежны. По сведениям главного редактора журнала «Вертолет» Александра Хлебникова, до 90% вертолетных аварий происходит из-за ошибок пилотов. Таким образом, несмотря на изрядную изношенность вертолетного парка, человеческий фактор влияет на безопасность полетов не меньше, чем состояние авиатехники. По словам Ильи Гендина,=бывшего сотрудника КБ Камова, в течение многих лет входившего в комиссии по расследованию вертолетных катастроф, за последние годы он не заметил,=что катастроф, вызванных техническими сбоями, стало больше.
Правда, первопричину зачастую определить сложно: на человеческий фактор влияет и состояние авиатехники: старыми летательными аппаратами управлять сложнее, на новых же вертолетах двигатель реагирует на действия летчика за четыре секунды. После капитально-восстановительных ремонтов это время увеличивается на 2v3 секунды. Анализ многих авиационных инцидентов показывает, что экипажу не хватает 1v2 секунд, чтобы избежать беды. Для того, чтобы лучше ощущать этот временной зазор и учитывать его, пилотам нужно летать, а налет у наших вертолетчиков невысок v авиационный керосин стоит дорого.
В России существуют две вертолетные фирмы v МВЗ им. М.Л. Миля, и ОАО «Камов». Большая часть моделей Ка v это палубные вертолеты, используемые в морской авиации. Их выпущено меньше раз в десять с чем-то, чем вертолетов Миля, значительно реже эти модели попадают в статистику аварий, хотя и это бывает v две недели назад один из таких летательных аппаратов, вертолет палубной авиации КА-27, упал в Уссурийский залив при выполнении ночного тренировочного полета v погибли четыре человека. В гражданской авиации в основном используются вертолеты Миля: Ми-2, Ми-8 и Ми-26. Сухопутные модели «Камова» v малогабаритный Ка-26 и Ка-32 v «на вооружении» у городских пожарных и милиции. Впрочем, над Москвой летают и милицейские Ми-34 v одна из новейших моделей КБ Миля. В последние три года московским правительством было закуплено около десятка подобных машин.
Большую часть вертолетного парка страны составляют морально устаревшие Ми-8. Согласно данным, опубликованным на сайте Государственной службы гражданской авиации, по состоянию на начало этого года из 1915 вертолетов, эксплуатируемых в гражданской сфере, 1110 приходится именно на Ми-8. Его штатная грузоподъемность v=четыре тонны, что идеально подходит для грузоперевозок. Именно на таком год назад разбился красноярский губернатор Александр Лебедь: вертолет налетел на линию электропередач. Официальная версия v плохие природные условия, однако у этой версии есть неофициальные подробности v пилоты отказывались лететь в такую погоду, но их заставили. В отличие от относительно нового Ми-26, этот вертолет выпускается с 1967 года, и в парке есть немало машин, которые находятся на грани выработки ресурса. При этом все эксперты, с которыми удалось поговорить, в один голос утверждают, что полеты на неисправной технике v дело почти невероятное. Как правило, «просроченные» вертолеты остаются на земле. Со всеми отсюда вытекающими и не вытекающими последствиями. Вот вертолетный парк группировки в Чечне на 90% укомплектован машинами, которые на лету, в то время как в других военных округах таких вертолетов в лучшем случае половина или треть.
Похожая ситуация и в гражданской авиации v когда в прошлом году по всей стране тушили лесные пожары, вертолетов явно не хватало. В результате огонь на зиму ушел в торфяники, под снег, а теперь выходит наружу. Это заметно даже в ближайшем Подмосковье v в майские праздники подмосковный Дмитров был окутан торфяной дымкой, наподобие той, что в прошлом году в течение нескольких месяцев не давала нормально жить Москве.
По последним данным, в России остаются непотушенными более 500 пожаров, охватывающих площадь в 100 тыс. гектаров. Наиболее сложная ситуация наблюдается именно в Читинской области. Здесь горит почти 60 тыс. гектаров тайги, площадь пожаров за сутки увеличивается на 10 тыс. гектаров. Напряженной остается обстановка в Иркутской и Амурской областях, Бурятии и Хабаровском крае. Всего с начала года в России от лесных пожаров пострадало около 365 тыс. гектаров угодий. Не имея возможности успешно бороться с огнем, изображают кипучую деятельность: проводят брифинги в местных структурах Минприроды о том, как не пускать на пожарные вертолеты журналистов или зовут на РТР заместителя генпрокурора Валентина Симученкова, чтобы тот свидетельствовал, что в пожарах на Дальнем Востоке виноваты поджигатели.