будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Страна
Николаев Антон

Вертолеты падают, пожары разгораются, а власть принимает меры

После катастроф традиционно заведено принимать меры. Так, в ответ на субботнее крушение вертолета в Читинской области Государственная лесная служба разослала в территориальные органы Минприроды распоряжение, категорически запрещающее посторонним лицам находиться на борту вертолетов Авиалесоохраны. А глава лесной службы Валерий Рощупкин обязал региональные природоохранные службы провести на местах внеплановый инструктаж экипажей воздушных судов, задействованных в тушении лесных пожаров. Как и в августе прошлого года, когда сепаратисты в Чечне сбили с помощью ПЗРК «Игла» вертолет, наполненный российскими солдатами, к вертолетным катастрофам оказалось приковано общественное внимание. Однако понятно, что административными методами проблему вертолетных аварий не решить v чтобы вертолеты реже разбивались, надо меньше ими пользоваться.

По несчастливой случайности две самые громкие вертолетные авиакатастрофы за всю российскую историю случились с вертолетом, которым российская авиация вполне заслуженно гордится. Ми-26, который может нести 20 тонн груза, v последняя и вполне удачная разработка советского ВПК. Этот вертолет был запущен в производство позднее других моделей КБ Миля. Самым старым Ми-26, зарегистрированным в реестре Государственной службы гражданской авиации, не более 15 лет. С учетом того, что срок жизни Ми-26 v 30 лет, говорить, что читинская авиакатастрофа v симптом вертолетной проблемы-2003 не очень корректно.

Что именно привело к аварии, из-за которой погибли 12 человек, пока окончательно не известно. Официальная версия, озвученная главой МЧС Сергеем Шойгу: вертолет упал из-за того, что выливное устройство для тушения леса зацепилось за хвостовой винт. Вчера газета «Коммерсант» опубликовала другую версию: причиной гибели экипажа и находившихся на борту журналистов стал не ветер, а высота полета и, возможно, тележурналисты. Именно они часто просят пилотов опустить вертолет пониже, чтобы получилась «получше картинка». Возможно, пилот Ми-26 уступил просьбам телевизионщиков сбросить высоту v подвеска оторвалась, зацепившись за какой-нибудь наземный объект, а оставшийся кусок троса спружинил вверх и намотался на винт, что и привело к падению аппарата. В среду в Мурманске хоронили тележурналистов РТР Юлиану Находкину и Константина Козаря, во вторник в Москве прощались с сотрудниками «Еженедельного журнала» v корреспондентом Галиной Ковальской и фоторепортером Русланом Ямаловым. Все они погибли именно в этой авиакатастрофе.

Эта история еще раз показывает, что вертолеты v чересчур рискованный вид транспорта. Но для авиации в целом вертолеты незаменимы, и вряд ли в обозримом будущем их ждет судьба дирижаблей, от которых решили отказаться после крушения самого большого в мире цеппелина «Гинденбург» в мае 1937 года. Взять, например, то же тушение лесных пожаров v самолет не может зависнуть над его локальным очагом и точно вылить на него воду, а вертолет= может. В распоряжении МЧС есть несколько самолетов-поливальщиков Ил-86, каждый из которых может взять на борт до 42 тонн воды, но они эффективны для тушения огромных массивов. Работать таким образом с локальными очагами v палить из пушек по воробьям. В гражданской авиации вертолеты используются там, где без них не обойтись v в горах, на севере, при тушении тех же пожаров и в спасательных операциях. Ведь самолет не может маневрировать между горами и совершать посадки на любом клочке ровной поверхности. Вертолеты используются и для пассажирских перевозок, но это скорее исключения, подтверждающие правило, v подобные маршруты можно пересчитать по пальцам. Например, вертолетный рейс от аэропорта Анадыря (столица Чукотки), через пролив v до самого Анадыря v лететь около десяти минут.

В любом случае вертолеты v весьма опасный вид транспорта, что определяется как субъективными, так и объективными причинами. При том, что их используют почти всегда в экстремальных ситуациях, когда другим транспортом воспользоваться невозможно,= с конструкторской точки зрения, вертолеты устроены сложнее самолетов и управлять ими тоже сложнее. Хотя технически они весьма надежны. По сведениям главного редактора журнала «Вертолет» Александра Хлебникова, до 90% вертолетных аварий происходит из-за ошибок пилотов. Таким образом, несмотря на изрядную изношенность вертолетного парка, человеческий фактор влияет на безопасность полетов не меньше, чем состояние авиатехники. По словам Ильи Гендина,=бывшего сотрудника КБ Камова, в течение многих лет входившего в комиссии по расследованию вертолетных катастроф, за последние годы он не заметил,=что катастроф, вызванных техническими сбоями, стало больше.

Правда, первопричину зачастую определить сложно: на человеческий фактор влияет и состояние авиатехники: старыми летательными аппаратами управлять сложнее, на новых же вертолетах двигатель реагирует на действия летчика за четыре секунды. После капитально-восстановительных ремонтов это время увеличивается на 2v3 секунды. Анализ многих авиационных инцидентов показывает, что экипажу не хватает 1v2 секунд, чтобы избежать беды. Для того, чтобы лучше ощущать этот временной зазор и учитывать его, пилотам нужно летать, а налет у наших вертолетчиков невысок v авиационный керосин стоит дорого.

В России существуют две вертолетные фирмы v МВЗ им. М.Л. Миля, и ОАО «Камов». Большая часть моделей Ка v это палубные вертолеты, используемые в морской авиации. Их выпущено меньше раз в десять с чем-то, чем вертолетов Миля, значительно реже эти модели попадают в статистику аварий, хотя и это бывает v две недели назад один из таких летательных аппаратов, вертолет палубной авиации КА-27, упал в Уссурийский залив при выполнении ночного тренировочного полета v погибли четыре человека. В гражданской авиации в основном используются вертолеты Миля: Ми-2, Ми-8 и Ми-26. Сухопутные модели «Камова» v малогабаритный Ка-26 и Ка-32 v «на вооружении» у городских пожарных и милиции. Впрочем, над Москвой летают и милицейские Ми-34 v одна из новейших моделей КБ Миля. В последние три года московским правительством было закуплено около десятка подобных машин.

Большую часть вертолетного парка страны составляют морально устаревшие Ми-8. Согласно данным, опубликованным на сайте Государственной службы гражданской авиации, по состоянию на начало этого года из 1915 вертолетов, эксплуатируемых в гражданской сфере, 1110 приходится именно на Ми-8. Его штатная грузоподъемность v=четыре тонны, что идеально подходит для грузоперевозок. Именно на таком год назад разбился красноярский губернатор Александр Лебедь: вертолет налетел на линию электропередач. Официальная версия v плохие природные условия, однако у этой версии есть неофициальные подробности v пилоты отказывались лететь в такую погоду, но их заставили. В отличие от относительно нового Ми-26, этот вертолет выпускается с 1967 года, и в парке есть немало машин, которые находятся на грани выработки ресурса. При этом все эксперты, с которыми удалось поговорить, в один голос утверждают, что полеты на неисправной технике v дело почти невероятное. Как правило, «просроченные» вертолеты остаются на земле. Со всеми отсюда вытекающими и не вытекающими последствиями. Вот вертолетный парк группировки в Чечне на 90% укомплектован машинами, которые на лету, в то время как в других военных округах таких вертолетов в лучшем случае половина или треть.

Похожая ситуация и в гражданской авиации v когда в прошлом году по всей стране тушили лесные пожары, вертолетов явно не хватало. В результате огонь на зиму ушел в торфяники, под снег, а теперь выходит наружу. Это заметно даже в ближайшем Подмосковье v в майские праздники подмосковный Дмитров был окутан торфяной дымкой, наподобие той, что в прошлом году в течение нескольких месяцев не давала нормально жить Москве.

По последним данным, в России остаются непотушенными более 500 пожаров, охватывающих площадь в 100 тыс. гектаров. Наиболее сложная ситуация наблюдается именно в Читинской области. Здесь горит почти 60 тыс. гектаров тайги, площадь пожаров за сутки увеличивается на 10 тыс. гектаров. Напряженной остается обстановка в Иркутской и Амурской областях, Бурятии и Хабаровском крае. Всего с начала года в России от лесных пожаров пострадало около 365 тыс. гектаров угодий. Не имея возможности успешно бороться с огнем, изображают кипучую деятельность: проводят брифинги в местных структурах Минприроды о том, как не пускать на пожарные вертолеты журналистов или зовут на РТР заместителя генпрокурора Валентина Симученкова, чтобы тот свидетельствовал, что в пожарах на Дальнем Востоке виноваты поджигатели.

Николаев Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).