будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Москва метро
Май 21, 2025
Страна
Карпюк Илья

Виноват не стрелочник

Виноват не стрелочник
metro1
Сергей Собянин на месте аварии. Источник: Фото: Д.Гришкин/mos.ru

В деле об аварии в столичном метро 15 июля 2014 года появилась первая экспертиза. По заказу Департамента строительства Москвы эксперты Московского государственного университета путей сообщений (МГУПС, бывший МИИТ, главный «железнодорожный» вуз страны) изучили все обстоятельства произошедшего и пришли к выводу, что стрелочники не виноваты в трагедии.

Напомним, 15 июля в 8:39 утра поезд, следовавший по Арбатско-Покровской линии от станции «Парк Победы» в сторону «Славянского бульвара» почти сразу после отправления на скорости 70 км/ч столкнулся со стеной. Жертвами трагедии стали 24 человека, трое из которых скончались уже в больницах.

Катастрофа произошло в месте, где от основного пути отходит съезд к строящемуся участку Калининской линии, в сторону будущей станции «Минская». Это послужило поводом для первой версии, которая объясняет произошедшее. Появились предположения о том, что по тем или иным причинам стрелка была сломана, из-за чего первый вагон и продолжил движение не по основному пути, а по дополнительному, врезавшись там в стену, так как путь пока никуда не ведет.

 

Появились даже предположения о том, что во всем виноваты обходчики пути, которые накануне ночью якобы закрепили неисправную стрелку проволокой, которая выдержала всего лишь несколько часов движения — столичная подземка начинает работать примерно в половине шестого, авария произошла через три часа после начала движения.

В этой версии, помимо стрелочников и их начальников, главным виновником аварии становились строители — участок метро от «Парка Победы» до «Славянского бульвара» достаточно новый, он был открыт только в 2008 году.

Естественно Департамент строительства заказал собственную экспертизу, специалисты МГУПС начали работать на месте происшествия уже 16 июля, на следующий день после аварии.

Эксперты МГУПС в итоге и опровергли версию про стрелочников. Специалисты, по данным газеты «Известия», считают, что поезд сошел с рельсов из-за того, что между первой и второй тележкой головного вагона за несколько десятков метров от места происшествия отвалилась некая деталь, которая сначала «пропахала» бетонные шпалы, а затем уперлась в неподвижную часть стрелки и заблокировала вагон. Именно в результате этого первая тележка вагона поехала по основному пути, вторая начала переходить по стрелке, а третья тележка и последующие вагоны вновь оказались направлены на основной путь. Первый вагон, естественно, развернулся поперек движения, врезавшись в тюбинг и стену за съездом. Если бы поезд сошел с рельсов не в месте разветвления, то длинный вагон просто не смог бы встать поперек тоннеля.

 

Специалисты нашли целую борозду на бетонных шпалах внутри колеи, которая начинается за сто метров до места аварии. На путях даже были сломаны и погнуты крышки водоотводных колодцев.

«Такие сколы могли быть вызваны ударами металлического предмета, свисающего с подвижного состава», — сказано в заключении. Вдобавок ко всему, исследование самого стрелочного перевода указывает на то, что он к моменту аварии находился в правильном положении. «Левый (по ходу движения) остряк стрелочного перевода не имеет натира, рисок или каких-либо иных следов от контакта с колесами, — говорится в документе. — Данный факт позволяет установить, что на момент крушения остряк находился в правильном (отведенном) положении».

Эксперты уверены, что если бы стрелка перевелась после прохода первого вагона, как считалось изначально, характер трагедии был бы иным и такого количества жертв удалось бы избежать. Специалисты считают, что механизм стрелки даже не контактировал с колесами поезда.

 

Если версия экспертов МГУПС верна, то ответственными за аварию становятся совсем другие люди и организации.

Во-первых сам поезд, «Русич», был произведен мытищинским «Метровагонмашем», который входит в структуру «Трансмашхолдинга», в 2010 году. В тоже время в столичной подземке спокойно и безаварийно курсируют составы середины 1970-х годов постройки. Когда от поезда через четыре года после его выпуска отваливается некая деталь, это вызывает определенные вопросы.

Во-вторых, в столичном метрополитене есть специальная Служба подвижного состава, работники которой, в том числе, отвечают за проверку вагонов перед отправкой на линию. Сотрудники службы должны проверить каждый агрегат состава, пройдя, соответственно, вдоль всех вагонов. Машинист тоже осматривает состав перед выходом на линию, но он физически не может «выловить» мелкие неисправности.

Если слесарь-осмоторщик находит какую-либо неисправность, то он может либо сам устранить ее, либо вызвать мастера. После осмотра слесарь ставит в журнале свою подпись, которая действительна в течение 24 часов, таким образом ответственным за неисправность состава может стать именно работник ТЧ-3 Московского метрополитена (электродепо «Измайлово»).

Материалы экспертизы МГУПС отправлены с Следственный комитет, который занимается расследованием июльской аварии в метро. СК, в свою очередь, сам назначил несколько экспертиз, в том числе и технических, которые должны помочь прояснить обстоятельства трагедии.

Пока что обвиняемыми по ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух или более лиц») являются четыре человека — люди, ответственные за состояние путей. Это старший мастер службы пути Валерий Башкатов, его помощник Юрий Гордов, замначальника дистанции капитального ремонта службы пути Алексей Трофимов и директор по производству организации «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов.

Впрочем, первые кадровые выводы после аварии уже сделаны: начальник столичной подземки Иван Беседин подал в отставку через неделю после происшествия, вместо него был назначен Дмитрий Пегов, который до того возглавлял дирекцию скоростного сообщения РЖД.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).