Заведующий отделом Московского НИИ психиатрии профессор Юрий Полищук подробно остановился на такой острой проблеме, как пропаганда так называемой "православной медицины", т.е. учения о том, что причиной болезней человека является его греховность, а значит и методы лечения должны, в первую очередь, выбираться духовные - молитва, пост, а в некоторых случаях даже экзорцизм - изгнание беса. Проповедники "православной медицины" все чаще прямо призывают больных отказываться от услуг неверующих докторов, принижают научные методы лечения, тем самым нанося непоправимый ущерб физическому и психическому здоровью прибегающих к их помощи людей. "В современную науку возвращается мистика, демонология", - констатировал Ю.Полищук. К сожалению, заметил он, министр здравоохранения Юрий Шевченко не только постоянно заявляет о своей личной приверженности православию, но и оказывает поддержку подобной лженаучной риторике и практике.
Недавний вопиющий пример низкопоклонства официального здравоохранения перед церковью привел президент Международной правозащитной ассамблеи Михаил Арутюнов. Он зачитал заметку из журнала "Новое время" о том, что 27 июня, вручая патриарху Алексию II диплом и почетного профессора Российского научного центра хирургии (РНЦХ) Российской академии медицинских наук, директор РНЦХ академик Борис Константинов заявил: "Приоритет веры перед медициной бесспорен. Ваш метод не нуждается в реанимационной службе, и нам многому можно поучиться у вас". В ответ патриарх вручил церковные награды самому академику Константинову и еще нескольким сотрудникам Центра хирургии.
Сращивание государственных и религиозных структур (опять-таки преимущественно РПЦ (МП)) особенно явственно дает себя знать в силовых структурах и в сфере образования. Напомним, что недавно Атеистическое общество Москвы (АтОМ) предприняло попытку подать жалобу в суд по поводу договора о сотрудничестве, заключенного между Московской епархией Русской Православной Церкви и Министерством образования Московской области, которым предусматривается обязательное преподавание в школах Подмосковья курса "Основы православной культуры". Фактически, подчеркнул заместитель председателя АтОМа Александр Щев, этот курс представляет собой ни что иное, как основы православного вероучения, а учебник - не что иное, как катехизис. Таким образом осуществляется явное духовное насилие над тысячами детей из семей, исповедующих другие религии или не исповедующими никакой, что представляет собой прямое нарушение Конституции РФ.
А.Щев высказал убеждение, что назрела необходимость в мерах, подобных Указу 1991 г. о департизации, согласно которому во всех государственных учреждениях России было запрещено существование ячеек какой бы то ни было партии. Это необходимо, подчеркнул он, чтобы обеспечить равную удаленность государства от всех конфессий.
Как известно, в Конституции 1993 года записано: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (статья 14). Между тем для последовательного проведения соответствующей политики российским властям никогда не хватало твердости. Нынешний президент, отметили участники пресс-конференции, ведет себя в этом отношении более сдержанно, чем его предшественник. В частности, в ходе церемонии инаугурации Владимира Путина в отличие от инаугурации Ельцина, патриарх никак не был выделен из числа других руководителей религиозных конфессий, присутствовавших на церемонии. Однако, заметили они, Путину следует более корректно вести себя, никак не педалируя свое личное участие в религиозных церемониях.
Что касается государственной политики в отношении религиозных конфессий вообще, то она очевидна - российские власти стремятся опереться на лояльные религиозные организации, чтобы использовать их в первую очередь как орудие в борьбе против возможного появления и распространения в России религиозных экстремистских течений, а также как испытанный веками консервативный социально-регуляторный механизм. В связи с этим государство, собственно, и не отрицает особой заинтересованности в более тесных, чем принято традиционной либеральной моделью, взаимоотношениях с религиозными организациям.
Главными и естественными своими союзниками в этом деле оно признает традиционные конфессии, в особенности же православие, отождествляемое с РПЦ (МП). Вспомним, хотя бы, официальное заявление министра РФ по делам национальностей, заместителя правительственной комиссии по делам религиозных объединений Владимира Зорина: "У государства и церкви обширное поле совместной деятельности".
Что касается искажений свободы совести и всевозможных антиконституционных явлений, возникающих вследствие такого подхода, то они кажутся властям в таком контексте несущественными, тем более, что эта политика находит отклик в некоторой части общества, настроенной традиционалистски.
Как на крайне негативный пример сращивания власти с одной избранной религиозной организацией, способствующий распространению подобных нарушений по всей стране, участники пресс-конференции указали на деятельность мэра Москвы Юрия Лужкова. Согласно официальным данным, сейчас в столице проживают последователи 27 религиозных конфессий, но несмотря на это власти города не устают демонстрировать свою приверженность и предоставлять ощутимые привилегии лишь одной - РПЦ (МП).
Между тем в свете чеченской проблемы и международной борьбы с исламским терроризмом чрезвычайное значение для России приобретает тесное взаимодействие власти с официальным исламом. Это признает тот же самый министр Зорин, однако реально исламу пока еще остается только мечтать о том, чтобы достичь подобной степени сращивания с государством, как это удалось РПЦ (МП).
С теоретическим обобщением сути нынешних отношений государства с религиозными конфессиями выступил сопредседатель Института свободы совести Сергей Бурьянов. Особые отношения, установившиеся между властью и Русской православной церковью, сказал он, представляют собой лишь один из факторов существующей ситуации. "Власть всегда стремится к сакрализации. Она стремилась и стремится использовать авторитет религии для преодоления демократических процедур", - подчеркнул он.
Главная проблема борьбы за свободу совести в современных условиях, по мнению С.Бурьянова, заключается в том, что он ведется преимущественно в сфере правоприменения, тогда как корень зла лежит в законотворческой практике, в создании антиконституционных по сути своей правовых актов, таких как дискриминационный Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 года.
Первопричина проблемы не в самой Русской православной церкви, поддержал его М.Арутюнов, а в том, что властные структуры в поисках того, что они называют национальной идеей, а фактически легитимации, в силу своего невежества и неправового мышления идентифицируют искомое с церковной организацией РПЦ (МП).
С большинством замечаний, высказанных участниками пресс-конференции нельзя не согласиться. Однако не все так гладко. О сложности и тонкостях обеспечения действительной свободы совести свидетельствовал тот факт, что в пресс-конференции принял участие представитель религиозной группы, чувствующей себя особенно ущемленной как властями (она не зарегистрирована, впрочем, не регистрируется сознательно), так и официальной церковью - катакомбной Церкви истинных православных христиан. Архиепископ Амвросий (Смирнов, он же граф Сиверс) и его откровенно неонацисткая организация известны признанием Гитлера "действительным богоизбранным вождем-помазанником, не только в политическом, но и в духовно-мистическом смысле, благие плоды дел которого ощутимы до сих пор".
Остается пожелать организаторам подобных мероприятий более разборчиво подходить к подбору соратников в борьбе за действительные конституционные ценности.