будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 11, 2025
Страна

Военная тема в новом политическом сезоне

Вице-спикер Думы от фракции СПС Ирина Хакамада рассказала "Полит.Ру", что ничего такого, что, на ее взгляд, действительно следовало бы держать в тайне, министр депутатам не открыл. Более того, ничего принципиально нового и неожиданного из его уст не прозвучало.

Коснувшись перспектив проведения военной реформы, С.Иванов, разумеется, заверил парламентариев в том, что его ведомство активно работает над ее осуществлением, однако проблемы, связанные с переходом на контрактную армию, министр дипломатично обошел. Зато он подробнейшим образом остановился на проблемах призыва. Прозвучали широко известные жалобы на низкое качество призывного контингента - слабое здоровье и низкий образовательный уровень. Как и ожидалось, это завершилось призывом к отмене значительной части льгот и отсрочек. Министр упомянул в связи с этим льготы, предоставляемые сейчас части госслужащих, учащимся военных училищ и другим категориям граждан.

Министр с отметил, что доволен бюджетом своего ведомства на 2003 г., который на 30% превышает бюджет прошлого года. В ответ один из представителей СПС предложил ему открыть статьи военного бюджета, не относящиеся к области государственной тайны, то есть касающиеся капитального строительства, содержания Вооруженных Сил и т.п., которые сейчас засекречены. Однако С.Иванов отрезал: "Пока я министр обороны, все останется закрытым".

"Дума не случайно вызывает на ковер министра обороны: армейская тема становится очевидным лейтмотивом не только осеннего политического сезона, но и всего предвыборного политического цикла, - замечает "Полит.Ру". - Не реагируя пока публично на бесконечные тревожные сообщения о дезертирствах и дедовщине, Кремль намекает, что осознает тяжесть ситуации в Чечне". Тем не менее Чечня по большому счету представляет собой политическую проблему, а вовсе не проблему армии, поэтому вряд ли соображения урегулирования там могут как-то отразиться на ходе решения главной проблемы Вооруженных Сил РФ - военной реформы. Произошедшее в тот же день обострение отношений между Россией и Грузией, связанное с ультимативным требованием президента Путина к грузинской стороне пресечь деятельность чеченских боевиков на ее территории, также идет не на пользу делу реформы, ибо во времена подобных обострений никто не занимается структурными реформами армии.

Между тем проблема реформы день ото дня стоит все более остро. Многие признаки говорят о том, что реформа, несмотря на бодрые заявления министра обороны и самого президента, близка к провалу. Минобороны и Генштаб, осуществляющие ее практически бесконтрольно, вольно и невольно ведут дело к ее заматыванию и выхолащиванию содержания. Об этом накануне говорили на пресс-конференции участники коалиции НПО "За демократическую АГС!"

Помощник депутата Александра Баранникова Кирилл Шулика указал, что  бюджет эксперимента по переводу на контрактную основу 76-й Псковской дивизии ВДВ раздувается за счет включения в него статей, не имеющих отношения собственно к реформированию ВС: строительство жилья и приобретение нового вооружения. В итоге стоимость перевода на контрактную основу только одной этой дивизии, по подсчетам военных, должна составить 3 млрд. рублей, а перевод всех Вооруженных Сил - 150 млрд. Цифры заведомо нереальные, а значит, уже сейчас можно говорить о том, что псковский эксперимент, скорее всего, будет признан неудачным, после чего дело перевода армии на контрактную основу после нескольких потерянных лет окажется в исходной точке.

Кроме того, отметил К.Шулика, большое беспокойство вызывают заявления военных о том, что в контрактных частях предполагается присутствие большого контингента военнослужащих-срочников, используемых в качестве разного рода обслуги (взамен гражданского персонала, которому сейчас приходится платить какую-никакую зарплату) и практически без боевой подготовки. По сути дела, это уже легально превращает службу по призыву из выполнения гражданского долга по защите Отечества в трудармейскую повинность. К такому ли результату военной реформы должно стремиться общество и государство?

Вспомнив крылатое выражение "война - слишком серьезное дело, чтобы доверять его генералам", добавим: а военная реформа - дело еще более серьезное. Фактически эта реформа затрагивает не только интересы военного ведомства и не только интересы безопасности государства, но и интересы всего общества в экономической, финансовой и социальной сферах. Это делает практически несомненным тезис о необходимости установления независимого гражданского (общественного) контроля над ходом реформы, о чем настойчиво говорят многие представители общественности.

Что касается контроля над военным бюджетом, то, заметила председатель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова, помимо простого открытия его социально значимых статей и постановки его под контроль депутатов, против чего активно возражает Минобороны, существует возможность применения и такого механизма, как проверка Счетной палатой. По ее словам, уже достигнута договоренность с Сергеем Степашиным о том, что его ведомство займется проверкой исполнения предыдущего бюджета по части того, сколько средств расходовалось на содержание призывников в воинских частях, сколько перечислялось на нужды страхования военнослужащих и т.п.

Скорее всего, в новом политическом сезоне напомнит о себе и, казалось бы, уже решенная проблема альтернативной гражданской службы. Замглавы фракции СПС Борис Надеждин сообщил "Полит.Ру" о том, что Администрация президента выразила предварительную готовность вернуться к этой теме. Коалиция "За демократическую АГС!", со своей стороны, также не намерена сидеть сложа руки. Готовится ряд правовых экспертиз принятого закона, а также законопроекты, направленные на изменение наиболее репрессивных его положений. Возможно, вопрос о ситуации с альтернативной гражданской службой в России будет поднят в рамках специального доклада Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Но главные усилия Коалиция, внимание которой распространяется на военную реформу в целом, а не только на вопрос об АГС, намерена сосредоточить на борьбе против отмены льгот и отсрочек. Непопулярность такого решения очевидна. Неслучайно, выступая перед парламентариями, Сергей Иванов сказал, что Минобороны надеется получить президентское поручение на пересмотр статей 23 и 24 Закона "О воинской обязанности и военной службе" - в этом случае парламентариям трудно будет сопротивляться столь сильному давлению. А сопротивление прогнозируется. По мнению К.Шулики, депутаты-одномандатники, составляющие половину Нижней палаты, памятуя о предстоящих в конце 2003 года парламентских выборах, станут очень осмотрительными при голосовании по социально значимым законопроектам. То же относится и к депутатам, прошедшим в Думу по партийным спискам, но в дальнейшем планирующим переизбираться по одномандатным округам.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).