1 января 2004 года вступает в силу вступает в
силу Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", а на 1 октября 2004 запланирован первый призыв по новым правилам. «Полит.ру» неоднократно писало об АГС и «болезненных точках» военной реформы (экстерриториальный принцип АГС и многие другие) – см. репортажи и комментарии Григория Охотина «От обеда и до реформы», «Призыв без реформ. Но с изменениями», «Реформы армии не будет». Сегодня мы публикуем материал Людмилы Вахниной, члена Совета Правозащитного центра «Мемориал» и члена секретариата коалиции «За демократическую АГС».
Приближается новый год, а с ним – возникновение в России альтернативной гражданской службы (АГС) как реально существующего института. Обстановку в этот исторический момент лучше всего характеризует состоявшееся 17 ноября заседание совместной (правительства и общественных организаций) рабочей группы по вопросам АГС, созданной по решению приснопамятного Гражданского форума.
Мы – общественники – хотели, чтобы Министерство труда поддержало на заседании правительства 4 декабря законопроект А. И. Николаева и других депутатов думского комитета по обороне. Право, такое случается нечасто: даже этот комитет, который сложно заподозрить в гнилом либерализме и пацифизме, осознал, что «как правило экстерриториальный» принцип для АГС – нонсенс. Комитет услышал тяжкий стон региональных чиновников, оказавшихся в тупике: как это осуществлять? Вакансий для «альтернативщиков» всюду – завались, но практически все – без общежитий. Однако для Генштаба дело принципа, чтобы санитар из Хабаровска служил в Воронеже, и наоборот. Иначе не получится «уравнивания тягот». Для этого уравнивания никаких бюджетных денег не жалко. Правительство пожалело было казну – в январе 2002-го года выкинуло экстерриториальный принцип из законопроекта, но Генштаб руками центристских фракций поставил на место и правительство, и принцип. Но вот пришла пора предвыборного токования депутатов перед избирателем, краткий миг, когда возможно чудо. И оно произошло! Дума приняла законопроект Николаева в первом чтении. Стимулировать прохождение АГС за пределами своего региона предлагалось снижением в этом случае срока альтернативной службы – независимо от того, проходит она в войсках или «на гражданке».
Возмущение начальника Генштаба генерала А. Квашнина было столь велико, что в письме на имя Г.Н. Селезнева он проговорился. Оказывается, генштабовские законотворцы заботятся о «компенсации потерь призывных ресурсов, необходимых для комплектования войск рядовым и сержантским составом, за счет использования граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, на должностях гражданского персонала в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах». И, стало быть, сделают все, чтобы никакой гражданской службы не было и в помине.
Можно оценить и стиль обращения к Председателю Госдумы: «В связи с указанной ситуацией просил бы Вас не поддерживать его (законопроекта Николаева – Л. В.) принятие во втором чтении». И тут пошло давление на думских депутатов. В результате второе чтение сняли с осенней сессии.
Но вернемся к заседанию рабочей группы. Министерство труда представлял замминистра М.А. Топилин. Он с заметным трудом преодолевал неловкость, ощущая на себе взгляды и представителя Минобороны полковника Д.В. Францева, и нашей группки общественников. Дело в том, что накануне состоялся очередной поход наших активистов к А.П. Починку. И министр высказал мнение о необходимости поддержки законопроекта, а также дал распоряжение Топилину учесть данное мнение в докладе к заседанию Правительства независимо от мнения Министерства обороны (какое святотатство!). Свое «конструктивное взаимодействие» с общественностью Починок вовсю «пиарил» в заграничной поездке.
И вот на заседании г-н Топилин произносит примерно следующее: «Да, Министерство труда тоже понимает, что в регионах трудности в связи с экстерриториальностью, мы тоже заинтересованы, чтобы их снять, но нельзя же менять закон, не посмотрев, как он работает»…
Самое же интересное началось при выяснении того, кто же определяет место службы. Напомню, что, согласно принятому закону, соискатель АГС проходит две призывные комиссии: одна принимает (или не принимает) заключение о возможности предоставления АГС. Вторая – после медицинского освидетельствования, если соискатель признан годным – принимает решение о направлении его на АГС. Оказывается, механизм исполнения этих мудрых правил будет такой: после прохождения первой призывной комиссии сведения о соискателе АГС передаются в Минтруда. Там же накапливаются данные о вакансиях. Все это вводится в компьютер, и он выдает: Сидоров в больницу № 5 города Москвы, а Федоров в Верхнепупырское лесничество. По закону (ст. 14 п. 1), «к месту прохождения АГС гражданина направляет военком в соответствии с решением призывной комиссии». Казалось бы, очевидно, что она и определяет это место. Ан нет – на мой вопрос ответили, что имеется в виду решение призывной комиссии о предоставлении АГС, а место определяется «согласно плану специально уполномоченного федерального органа», который тоже упомянут в том же пункте той же статьи. Вот этот самый план и выдает компьютер. «А почему план не может включать 30 вакансий на 5 соискателей?» – спросила я наивно. В голосе г-на Топилина появился металл, и он грозно обличил меня: «Вы хотите дать свободу выбора? Так и говорите!» Хотя какая там свобода выбора, если решает призывная комиссия?
При этом авторы схемы прекрасно понимают, что за несколько месяцев список вакансий может измениться (ведь по закону предоставление АГС не должно препятствовать трудоустройству других лиц). Поэтому за месяц до призыва предусмотрена еще одна сверка данных (по всем вакансиям для всех соискателей!). А если вспомнить, что соискатели могут оказаться негодными по здоровью, стать отцами или студентами, то нетрудно представить, какая каша получится в результате этого управленческого чуда. Впрочем, скорее всего в компьютере будут только военные организации (казарм на всех хватит). А стало быть, на АГС будет порядок. Как в армии.
Отмечу также, что, прочитав проект Положения о порядке прохождения АГС, я не увидела, что эта схема вытекает из него. Напротив, по-моему, некоторым пунктам она противоречит. Может быть, все это прописано в таинственном Минобороновском документе? На заседании 17 ноября военные утверждали, что якобы журналисты все переврали, и это – не временное Положение, а внутриведомственный документ, такой же, как должен быть в любом ведомстве, где предусмотрена АГС. У этого документа гриф ДСП. То есть к вопросам, касающимся прав человека, его применение незаконно. Но кто на это будет смотреть?!
Присутствовал на заседании и начальник Отдела автоматизации Минтруда, ответственный за компьютерную часть. В его голосе уверенности не было, и он даже пробормотал нечто вроде «конечно, к осеннему призыву эта система в полную силу не заработает». Однако же использование компьютерной техники преподносилось как средство от коррупции.
Согласится ли Правительство по указке Генштаба безропотно выбрасывать на ветер деньги, осуществляя любой бред, лишь бы ни в коем случае не допустить хоть слабого намека на свободу выбора?
Напоследок – еще вопрос на засыпку. Чье решение может обжаловать в суде несогласный призывник? Компьютера?