будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
армия
Май 13, 2025
Страна
Савицкая Ирина

Военные "разборки"

В режиме строжайшей секретности в Государственную Думу были представлены поправки к Закону Российской Федерации “Об обороне”. Обсуждение поправок в первом чтении прозвучало для Генштаба как гром среди ясного неба. Стало ясно, что Генштаб перестает быть самостоятельной единицей в системе безопасности страны и превращается в технический придаток Министерства обороны.

Хорошо это или плохо для нашей страны, сказать трудно. У каждого государства свой подход к данному вопросу. В России концепция строительства Вооруженных сил, по сути, отсутствует. Концепция национальной безопасности представляет собой некую абстракцию. А без этой концепции трудно определить, какой статус Генштаба нашему государству нужен. Однако специфика отечественной политики подсказывает, что в данном случае решаются частные вопросы, а не проблемы строительства Вооруженных сил. Либо речь идет об урезании амбиций начальника Генштаба Анатолия Квашнина. Либо - об отдалении Генштаба от влияния на денежные потоки по вооружению. А скорее всего - и о том, и о другом вместе.

Личность начальника Генштаба достаточно одиозна. Начнем с того, что Анатолий Квашнин не имеет специального военного образования. Он окончил Курганский машиностроительный институт и в качестве лейтенанта был призван в армию на два года. Это уже много позже были в его жизни две военные академии – бронетанковых войск и Генштаба, окончание которых, по военным меркам, является чистой формальностью. Таких в армии пренебрежительно называют “шляпами” или “пиджаками”. Поэтому назначение Квашнина на должность начальника Генштаба было встречено не очень приветливо, тем более что в первую чеченскую войну Квашнин проявил себя не лучшим образом, и с уст офицеров не сходила фраза – “более бездарного командования еще не было”.

Не успев стать начальником Генштаба, на глазах у всей страны Квашнин бросился сражаться с тогдашним министром обороны Игорем Сергеевым. Видавшие виды генералы были шокированы. Такого неуважения к министру армия еще не знала. Дальше - больше. Чтобы убрать Главкома сухопутных войск генерала Владимира Семенова, разгоняются сухопутные войска. В то время Семенов котировался как кандидат на пост министра обороны и не скрывал своего отношения к начальнику Генштаба. Потом сухопутные войска, конечно, восстанавливаются, так как без них, прямо скажем, обойтись не может ни одна армия мира. Почти аналогичная история происходит с ракетными войсками, только теперь целью является генерал Владимир Яковлев. Квашнин получает контроль над ядерным вооружением и избавляется от молодого и перспективного конкурента. Далее “в списке” был командующий десантными войсками - Георгий Шпак, которого в армии хотели видеть начальником Генштаба. Убрать Шпака Квашнину удалось, а вот разогнать ВДВ – нет. Как нетрудно догадаться, все эти “фокусы” начальника Генштаба обошлись армии очень не дешево, и это при постоянной нехватке средств на вооружение и личный состав. Вообще, в определении “первостепенных” задач Генштаб не знает себе равных. Так, на переименование военных училищ в институты, а военных академий - в университеты было затрачено около миллиона долларов. Прошло немного времени, и в Генштабе готов новый приказ об обратном переименовании: институтов в училища, а университетов снова в академии. Ведь нашим офицерам просто некуда девать деньги…

Теперь у Квашнина остался один конкурент в борьбе за власть и право тратить деньги по своему усмотрению – министр обороны Сергей Иванов. Последняя стычка заклятых друзей состоялась в конце января на ежегодном собрании Академии военных наук, когда после выступления министра обороны начальник Генштаба в ответном слове во всеуслышание заявил, что полностью не согласен с предыдущим оратором. Привыкший к тому, что Кремль благосклонно смотрит на все его выходки, Квашнин был уверен, что “битва” с Сергеем Ивановым также закончится в его пользу. И вдруг - эти поправки в закон “Об обороне”.

В соответствии с документом, будет полностью ликвидирована 15-я статья закона, определяющая основные функции Генштаба. Таким образом, Генштаб уже не сможет влиять на военную доктрину и на строительство Вооруженных сил России. Не сможет планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению ядерной безопасности, заказывать вооружение и контролировать денежные потоки. И, главное, начальник Генштаба уже не сможет напрямую выходить на Президента, так как теперь его прямым и единственным командиром станет министр обороны. Львиная доля функций Генштаба будет передана разным структурам Министерства обороны. Ведомству Квашнина же останутся только вопросы стратегии и оперативного искусства.

В армии такая постановка вопроса была воспринята неоднозначно. Одни считают, что все делается правильно и “Генштабу давно пора заняться своей прямой обязанностью”. Другие офицеры убеждены, что нужно было снять Квашнина с должности начальника Генштаба, а не лишать Генштаб самостоятельной роли в строительстве Вооруженных сил России. Один из высокопоставленных военных чиновников как-то сказал: “Если бы Квашнина кто-нибудь одернул, не было бы такого бардака. Проблем и так выше крыши, а мы занимаемся хрен знает чем”.

Но есть еще один немаловажный аспект. Ранее Генштаб обеспечивал координацию всех силовых структур, содержащих военную компоненту, и имел право участвовать в разработке предложений по расходам на оборону. Все это вместе позволяло начальнику Генштаба бороться за право стать Единым заказчиком вооружения и военной техники для силовых структур. При новом же положении вещей шанс захватить денежные потоки сводится к нулю. Таким образом, Кремль убирает одного из серьезных конкурентов Федеральной службы по оборонному заказу.

Судьба самого начальника Генштаба многими военными чиновниками тоже ставится под вопрос. Как сообщил источник в Министерстве обороны, почти одновременно с внесениями поправок к закону “Об обороне” к Президенту был вызван заместитель начальника Генштаба Юрий Балуевский. Беседа длилась менее получаса, но если учесть, что министр обороны Балуевскому явно симпатизирует, то можно предположить, что господину Квашнину скоро будет предложена новая должность – вне стен Генштаба.

В настоящий момент генштабовские лоббисты активно работают с депутатами Госдумы. Предпринимаются отчаянные попытки изменить поправки к закону и сохранить за Генштабом влияние на финансовые потоки Министерства обороны. Но если уж глава думского Комитета по обороне Виктор Завардин, считавшийся ставленником Квашнина, не счел нужным поставить начальника Генштаба в известность об этих поправках, думается, что генштабовским лоббистам мало что удастся сделать.

Теперь, чтобы Федеральная служба по оборонному заказу во главе с Андреем Бельяниновым смогла сосредоточить в своих руках все финансовые потоки по вооружению, осталось “разобраться” с Алексеем Московским – заместителем министра обороны и начальником вооружения. В настоящий момент в аппарате господина Московского работают одновременно несколько проверяющих комиссий. И хотя деятельность их еще не завершена, уже известно, что начальнику вооружения будут инкриминированы неэффективное использование военного бюджета, незначительное поступление новой техники в войска и серьезные проблемы с автоматизированными системами управления тактического и стратегического звена.

Правда, пока еще не решен вопрос – нужно ли избавляться от Алексея Московского или же просто подчинить его Андрею Бельянинову, так как аппарат Федеральной службы по-прежнему не способен самостоятельно создавать Государственный оборонный заказ и контролировать его исполнение. Рассматривается также вариант, при котором Федеральная служба станет контролирующим органом аппарата начальника вооружения. Правда, в таком случае Кремлю придется создать еще одну структуру, которая будет контролировать саму Федеральную службу. А при полном отсутствии общественного контроля никто так и не узнает, сможет ли Бельянинов более эффективно использовать военный бюджет и получат ли наши силовые структуры современное вооружение.

Савицкая Ирина
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).