будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
оппозиция
Июль 20, 2025
Страна
Новак Анастасия

Вопреки. Владимир Рыжков о том, что следует делать

Вопреки. Владимир Рыжков о том, что следует делать
ryzhkov
Владимир Рыжков. Источник: Фото: wikimedia.org

В преддверии выборов в Государственную Думу 2016 года и грядущих президентских выборов 2017 года «Полит.ру» решил обсудить актуальную повестку с представителями оппозиционных движений и партий. Мы поинтересовались, как оппозиция видит пути решения существующих в России проблем и какое место отводит себе в новейшей истории. 

Сегодня на наши вопросы отвечает председатель движения «Выбор России» Владимир Рыжков.

Как вы видите сегодня структуру международной повестки?

После подъема 2000 – 2008 годов, вызванного, в значительной мере, выгодной внешнеэкономической конъюнктурой, Россия сначала затормозила, потом остановилась, а теперь пошла вниз. Эта тенденция будет, как минимум, среднесрочной (около 3-5 лет). Сокращаются доли России в мировом ВВП, торговле, инвестициях, инновациях. Страна все сильнее отстает от старых и новых мировых лидеров. Причина в сложившейся экономической и социально-политической модели, которая дестимулирует не только развитие, но и физический рост экономики. Ее общие определения: бюрократический рынок, государственно - монополистический капитализм, «капитализм для друзей».

Главным видом бизнеса стал распил бюджета (коррупция съедает до четверти ВВП страны), а также получение монопольной ренты. Чиновники по всей стране де-факто владеют и распоряжаются активами и средствами преуспевающих фирм, которым они же создают привилегированное положение на рынках. Средства бюджета уходят этим дружественным фирмам, по завышенным ценам. Большинство рынков монополизировано в интересах бюрократического бизнеса. Конкуренция подавляется. Реальный (конкурентный) частный сектор сокращается, подвергается рейдерским захватам со стороны чиновников. Собственность в нем не защищена судами. Бюрократия обогащается, а страна деградирует. Расхищенные средства выводятся и прячутся за границей. Большое и постоянно растущее место на бюрократическом рынке занимает силовая бюрократия (ФСБ, МВД, СК, прокуратура и т.д.) Бюджет ВПК все больше разворовывается.

В таких условиях основная бизнес-мотивация – попасть в число чиновников или получить доступ к бюджету. Мотивации для производства новой продукции или услуг нет – дорого, рискованно, опасно. Сделаешь что-то прибыльное – все равно отберут. В экономике доминирует бюрократия – поэтому нет и не будет развития.

Каким, на ваш взгляд, должно быть позиционирование России в мире?

Все успешные модернизации осуществлялись в тесном контакте с Западом и привлечением западных технологий и инвестиций (Китай, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Тайвань, Индия, Бразилия, Чили, ЮАР, и мн. другие). Правильное позиционирование России в мире, если она стремится к успеху – мирное и спокойное развитие, избегание втягивания в конфликты у своих границ, улучшение отношений как с Востоком, так и с Западом, открытость экономики, предсказуемость и дружелюбие. Нынешняя политика экспансии, конфронтации и самоизоляции вступает в противоречие с задачами развития страны, и коренным образом противоречит ее национальным интересам.

Как вы определяете для себя логику действий нашей власти?

Такая вопиюще несправедливая социальная система может жить только при условии широкомасштабного обмана обираемого бюрократией народа. Но как можно сделать систему бюрократического обогащения, в ущерб народу, легитимной в его глазах? Оказалось, что самая эффективная ширма для прикрытия бюрократического перераспределения богатств – традиционная для России великодержавная идеология, с добавлением традиционных ценностей и нагнетания страхов.

Согласно продвигаемой бюрократией картине мира, Россия – великая держава, которую на время ослабили внешние враги и внутренние предатели. Теперь Россия встает с колен и возвращает себе ведущее место в мире. Это конечно, требует больших усилий и жертв, чем и объясняется бедность народа – но во имя великой цели. Россия окружена врагами, желающими ее гибели и разграбления ее несметных богатств. Внутри врагам помогают предатели – «пятая колонна». Для победы над ними всеми необходимо сосредоточить всю полноту власти в руках президента и начальников, тратить больше денег на армию и чекистов, покупать больше оружия, держать побольше солдат, заткнуть рот оппозиции и прессе – чтобы не ослабляли страну, находящуюся в состоянии перманентной войны.

Если бюрократии удается обмануть народ подобным образом, она добивается своих главных целей – роста перераспределяемых ею средств бюджета, их бесконтрольного и тайного расхищения, обогащения и вывода денег за рубеж, где собственность надежно защищена, переключения внимания народа с несправедливостей системы на внешних и внутренних врагов. Великодержавная идеология – это прикрытие бюрократического рынка и обогащения бюрократии за счет народа и будущего страны, самоедской политики проедания и вывода богатств страны.

Что, на ваш взгляд, можно сделать с силовиками, юристами, земляками и другими группами влияния в иерархии власти?

Сложившаяся коалиция, которая контролирует бюрократический рынок, очень сильна. В нее входят чиновники всех уровней, силовики, государственные монополии, думские партии, ВПК. Самые жирные куски экономики, как и положено, оказались в руках близкого окружения президента. Источником дохода и перераспределения для бюрократии являются бюджеты всех уровней, резервные фонды, доходы от экспорта сырья, рента многочисленных монополий. Денег всегда мало, и поэтому бюрократия всегда стремится повысить налоги на конкурентный бизнес и население, повышает тарифы своих монополий, захватывает чужие бизнесы, борется за высокие цены на сырьевой экспорт, увеличивает размеры взяток и откатов. Мотивация бюрократии все больше угнетает экономику и население страны.

Коалиция за открытую, конкурентную экономику, напротив, очень слаба. Объединения предпринимателей, либеральные партии, свободная пресса не имеют достаточной поддержки в обществе, почти нет сторонников честного рынка в парламенте.

Что бы вы предложили для модернизации экономики?

Есть только два возможных источника инвестиций и роста – государственный бюджет и частные инвестиции (отечественные и зарубежные). Государственные инвестиции в основном раздаются друзьям и расхищаются, экономический эффект от них слабый, если не отрицательный, и сейчас, в условиях кризиса, государство быстро тратит остающиеся резервы.

Остаются частные инвестиции. Но их объем тоже из года в год сокращается, несмотря на огромный потенциал страны. Причины очевидны – высокие налоги, высокая стоимость услуг монополий, коррупция, давление силовых органов, слабая защита прав собственности, неравенство условий на рынках в сравнении с бюрократическим бизнесом.

Когда резервы будут потрачены (а это произойдет примерно через два года), острый дефицит частных инвестиций приведет к еще более глубокому падению экономики и доходов населения.

Для развития и роста России в первую очередь необходимы, как мы видим: эффективное вложение государственных инвестиций, прежде всего, в инфраструктуру; приватизация госпредприятий, расширение частного конкурентного сектора экономики; развитие конкуренции, демонополизация экономики; разделение власти и собственности (бизнеса); снижение издержек в экономике (налогов, тарифов, административных издержек); защита собственности (для этого нужны новые суды); крупномасштабное (в 5-7% ВВП) перераспределение расходов с чиновников, силовиков, армии и ВПК на развитие человеческого капитала (прежде всего, образования и здравоохранения); открытость экономики (для прихода инвестиций и технологий).

Повышение эффективности государственных расходов, развитие человека, надежная защита собственности, и, как следствие, прекращение оттока капитала и смена его притоком, приход инвесторов, как отечественных, так и зарубежных, сокращение бюрократических и силовых расходов – путь к нахождению необходимых для модернизации средств. Именно так нашел средства Китай, у которого теперь самые большие в мире резервы и самый большой в мире объем инвестиций.

Но все это вступает в противоречие с интересами антирыночной бюрократической коалиции, и потому вряд ли будет ею реализовано. Кризис на Украине привел к изоляции от Запада, что также сильно вредит развитию и росту. Бюрократия постарается расхитить до конца резервы страны и увеличить налоговое бремя на чужие бизнесы и на население, а также захватить оставшиеся успешные частные компании. Она приведет страну к глубокому кризису, но по дороге еще больше обогатится. А там – хоть трава не расти.

Как вы видите реформу судов?

Ключевой является задача формирования новых судов, призванных встать на защиту прав и свобод граждан, на защиту частной собственности. Необходима полная переаттестация всего судейского корпуса, формирование нового суда преимущественно из числа преподавателей вузов (юристов) и опытных адвокатов с хорошей репутацией.

Для осуществления программы развития и роста нужна сильная политическая воля руководства страны. А чтобы новые суды не попали вновь под контроль бюрократии и силовиков, в парламенте необходимо иметь не менее 40% мест у реальной оппозиции.

Каждый из предложенных мной тезисов может и должен быть развит, конкретизирован и воплощен в законы и их имплементацию. Многое уже давно разработано и ждет своего часа. Желательно только, чтобы демонтаж «капитализма для друзей» прошел эволюционно, спокойно, в плановом режиме, а не в спешке и хаосе, в результате очередного коллапса страны.

Резюме. Владимир Рыжков предлагает:

1) Избегать втягивания страны в конфликты у своих границ, улучшать отношения как с Востоком, так и с Западом, открытость экономики, предсказуемость и дружелюбие

2) Открытую, конкурентную экономику, честный рынок, разделение власти и собственности (бизнеса)

3) Эффективное вложение государственных инвестиций, прежде всего, в инфраструктуру

4) Провести приватизацию госпредприятий

5) Крупномасштабное перераспределение расходов с чиновников, силовиков, армии и ВПК на развитие человеческого капитала

6) Полную переаттестацию всего судейского корпуса, формирование нового суда преимущественно из числа преподавателей вузов (юристов) и опытных адвокатов с хорошей репутацией.

 7) Иметь в парламенте не менее 40% мест у реальной оппозиции.

 Мнение героев нашей рубрики может не совпадать с мнением редакции. 

Новак Анастасия
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).