Березовский снова в медиа-тренде: против него вдруг завели сходу два уголовных дела за высказывания против власти. У представителей власти имеется какая-то неадеквантная реакция всего на несколько фамилий. Сильно их возбуждает небольшое количество граждан. Березовский или Навальный: что ни скажи, и сразу возбуждение.
Реакция представителей власти на то или иное событие представляется крайне странной. И даже не в том дело, что режим излишне «кровав», а в том, что он отвечает не на действительные, а на мнимые, кажущиеся ему актуальными вызовы. Ну точь в точь как было в деле РПЦ и «панк-феминисток: стоило кому-то где-то показаться, что вся эта затея с «панк-молебном» - фу и вообще гадость, и тут же выдумана была целая «атака на Церковь из-за границы с целью дестабилизации ситуации в России». Вот так: стоит неумно покривляться и тебя высокое начальство уже сочло практически предателем Родины. Это, разумеется, неприятно фигуранткам дела, но хуже не им, а самой власти — как церковной, так и светской. Светской даже более, ибо у нее в подчинении душ побольше и ответственность повыше.
Свежий пример ровно из той же серии: про лондонского сидельца Бориса Березовского (утомило уже название «опальный олигарх» - какой он «олигарх», если десять лет никакой власти и никаких значительных денег не имел?) внезапно вспомнили в Следственном комитете России. Там посчитали, что записью в блоге на сайте «одной из радиостанций» («Эхо Москвы», если что) Березовский призывал к массовым беспорядкам и даже срывал выборы президента России.
Вопрос здесь даже не о том, насколько опасен для власти житель Великобритании, какое влияние он может оказать и на какое количество людей. Понятно, что моральным авторитетом Березовского признать может очень ограниченное число людей. Даже Путина больше признает в таком качестве. И на призывы беглого бизнесмена вряд ли кто-то всерьез среагирует. Кроме российских властей.
Вопрос в том, что Березовский ничего такого страшного не сказал вообще. Он просто заметил, что считает выборы президента, которые тогда еще только должны были состояться, нелигитимными, а средства борьбы за права граждан, кроме уличных протестов, - исчерпанными. Ну и звал всех на эти улицы, а выборы призывал не проводить. Так и написал, тут в СКР формально правы: «Единственная разумная на этом этапе цель противников узурпации власти – не допустить проведение выборов 4 марта. Все остальное от лукавого».
Да и как-то странно — написан был пост Бог знает когда. С тех пор и выборы прошли и еще много чего случилось, а Следственный комитет, который вообще-то умеет работать быстро, возбудил дела против «негодяя», задумавшего сбросить власть, только сейчас. При том, что Березовский регулярно на протяжении последних десяти лет нечто такое заявлял.
Как-то просто не могут они не реагировать на Березовского. Говоришь «Березовский» - и у кого-то наверху начинается условный рефлекс. Слюна, там выделяется, или начинаются высказывания на тему заговора против России и про «поураганили в 90-е».
Поговаривали даже, что вся эта темная история с выводом Алексея Венедиктова из состава совета директоров «Эха Москвы» - это все ровно из-за этих не самых умных (чего уж там) манифестаций Березовского. «Эхо» начало их публиковать, кому-то сильно не понравилось и Венедиктову доходчиво объяснили, что владеет радиостнацией вовсе не он.
Не сказать, чтобы с другой стороны было какое-то сильно адекватное поведение. Хотя бы в информационном плане. Тот же Березовский у себя на «Фейсбуке» вывесил ссылку на новость о возбуждении дела против него на сообщение «Газеты.ру», а вовсе не СКР, хотя официальное сообщение вполне было.
Однако власти переигрывают своих противников на этом фоне очень сильно.
Вот и сегодня тот же Следственный комитет опубликовал еще одно сообщение: уголовное дело против известного блогера Алексея Навального передано следственное управление по Привожлскому федеральному округу. То самое, старое дело про какие-то хищения на «Кировлесе», в бытность работы Навального советником кировского губернатора Никиты Белых. Дело то приостанавливали, то закрывали, то открывали вновь. Выглядит нынешнее сообщение СКР ровно так, как и в случае с Березовским — нашли к чему придраться.
Символично получилось: власти ухитрились руками следственных органов почти приравнять старого антагониста к новому протестанту. И сделали и уголовные дела одного, и уголовное дело второго сильно похожими на фарс. Эдак недалеко до момента, когда уголовные дела против противников властей будут возбуждать даже за цитирование «Войны и мира». А что: штрафовали же гей-активиста Алексеева за цитату из Фаины Раневской?