будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество школа
Июнь 17, 2025
Страна
Левкин Андрей

Возможен ли патриотизм при капитализме

Возможен ли патриотизм при капитализме
patriot
Рисинок Валерии Емельченковой. 10 лет. село Селезян. Челябинская обл.. Еткульский р-н.

Скоро начнет работать Госдума. Без нее было скучно, мало в обществе идей, а теперь они уже появляются. Сообщено, что там готовится "ряд инициатив, связанных с повышением патриотизма среди школьников". В частности, фракция КПРФ предложила вернуть в школу политинформацию, наглядную агитацию, встречи с ветеранами и героями труда и т.п., как в СССР.

НГ уточняет, что в Госдуму также поступит предложение об обязательной военной подготовке в средних и старших классах. По поводу политинформации НГ выяснила, что в законопроекте о ее возвращении в школьную программу предполагается, что такой урок будет идти два раза в неделю и попадет в список экзаменационных предметов.

Ну, пока ничего еще не внесено, потому что Дума еще не работает, но фракции-конкуренты уже высказываются. В ЕР инициативу одобрили, но, понятно, сочли нужным расширить. Сначала, конечно, напомнили о своих заслугах – О.Савченко сообщил, что его коллеги "проводят регулярные беседы со школьниками на патриотические темы". Отсюда и идея: "Теперь нужно обязать местных депутатов ежемесячно посещать школы и обсуждать с детьми наиболее острые политические темы".

В ЛДПР, напротив, возмутились. То есть, они не против идеи, конечно же, но - утверждают, что эти идеи именно их. Р.Худякова сообщил: "Между фракциями всегда так: ЛДПР что-то придумывает и вносит, а прочие партии пользуются нашими идеями – выдвигают их потом как свои". Почему ЛДПР не внес или же внес плохо – не пояснил. Но теперь пообещал, что осенью ЛДПР внесет в Госдуму проект о преподавании ученикам средних и старших классов военно-патриотического воспитания. Потому что обращаться с оружием (они считают) нужно уметь еще со школьной скамьи. 

Сложнее со "Справедливой Россией". "Для чего нужен урок политинформации? Патриотизму невозможно обучить – человек либо любит свою страну, либо нет", – заявил НГ М.Емельянов. По его мнению, история и литература уже должны воспитывать в человеке патриота. Вопрос в том, как их преподают. Он вот что имеет в виду: "Если учитель материально обеспечен и верит в свою страну, то он может воспитывать в этой вере и молодое поколение. А если он сидит на минимальной зарплате и обижается на власть, какое там может быть патриотическое воспитание?"

То есть, получается, что любить Родину = любить государство, поэтому любить Родину человек сможет только за достойный оклад. Кажется, тут наметилась некоторая проблема. И вот о нейскажет следующий депутат, то есть - даже соавтор данной законодательной инициативы, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству В.Соловьев (КПРФ). Это уже не НГ, а Лента.ру, которая теперь лояльна ко всем проявлениям мысли представителей власти. Даже к идеям парламентариев.

В общем, именно Соловьев и сформулирует главный во всей этой истории вопрос. Но о вопросе чуть позже, а сначала он рассказал изданию о том, почему следует "возрождать в школах политинформацию и другие советские традиции вроде тимуровского движения и "Зарницы". Мотивировки  в целом, обычные, хотя и системные:

"Школы у нас сегодня превратились в образовательные учреждения, где учителя отчитывают свои часы по предмету и на этом все заканчивается. Нет никакой внеклассной работы. Нет политинформаций, нет встреч с ветеранами, нет тимуровского движения.
Оказалось, что в местных школах нет ни кружков, ни спортивных соревнований. Дома пионеров все порушили, кружки и спортивные секции все платные, а денег у родителей нет, и дети предоставлены сами себе. Вот и результат. В обществе, кстати, назрела дискуссия о том, что школа не должна быть только образовательным учреждением. Школа — это, в первую очередь, воспитание. Главная цель советской системы образования была воспитать патриота, готового к защите своей родины. Вот в чем ее смысл".

Это все предсказуемо, а вот главный абзац, который следует привести и ничего, что длинный. Вопрос-ответ.

"- Как подавать на этих занятиях украинские события?

- С моей точки зрения, детям надо говорить правду. А правда в том, что нашу дружественную страну наши политические недруги из США и НАТО пытаются противопоставить России. Именно в этом подоплека всех этих событий. Ребята должны знать, что политика это жесткая вещь. Все страны преследуют свои экономические интересы, и ради защиты этих интересов американцы готовы всю землю поджечь. Их экономика трещит по швам, и чтобы выйти из этой ситуации, им нужна новая полномасштабная война. Империализм и капитализм несет угрозу всему человечеству и нашей стране, поэтому Россия занимает здесь совершенно адекватную позицию по защите своих интересов. К тому же мы защищаем там не кого-то, а своих русских братьев, которые подверглись беспрецедентному давлению. Мы своих не бросаем". 

Здесь нюанс не в оценке текущей исторической ситуации. Не в том, что – согласно депутату - весь западный мир только и думает, как бы любым способом уесть Россию навсегда. Не в том, что - по версии Соловьева - любой на свете русский непременно генетически имеет внутри хоть немного РФ (и Кремль, Кремль!). И даже не то, что на основании личных ощущений можно топать воевать кого угодно. Там другое главное: "Империализм и капитализм несет угрозу всему человечеству и нашей стране".

Отсюда вопрос: в какой системе хозяйствования в данный момент находится Россия? И не означает ли это высказывание депутата начала борьбы с капитализмом в РФ, как таковым -  если уж тот вот такой и, по факту, подрывает Россию изнутри? Возможно ли построение государственного патриотизма в рамах капиталистического способа хозяйствования? И, соответственно, как тогда с ним быть (ну, это  тогда уже риторический вопрос)

Короче, возможен ли российский патриотизм при капитализме? К тому же еще ведь Маркс сказал, что "у капитала нет родины", не так ли? Поэтому Госдума (и другие лица, принимающие решения) сначала должны ответить на этот вопрос. 

 

Левкин Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).